Новая глава пенсионной саги
ЕРЕВАН, 9 октября. /АРКА/. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова в своём выступлении в среду на «правительственном часе» в Госдуме презентовала новый план корректировки пенсионной реформы. Основные его положения были утверждены во время обсуждения в Белом доме Стратегии-2020. Выбрав вариант Голиковой, правительство тогда поставило точку в споре между сторонниками различных сценариев, что позволило найти консенсус по этому важному направлению долгосрочного развития России.
В том, что предыдущая реформа в этой области провалилась и саму пенсионную систему надо срочно спасать, никто из участников дебатов не сомневался. Как и в том, что нынешние нищенские, не достойные цивилизованного общества, «пособия на дожитие», которые получают свыше 38,5 млн россиян, надо повышать, и существенно. Весь сыр-бор развернулся вокруг того, за счёт чего пополнять Пенсионный фонд или точнее – за чей счёт?
Минфин предлагал выйти из кризиса с помощью дополнительного трехпроцентного налога с людей моложе 40 лет плюс повышения с 2020 года единого социального налога (ЕСН) с 26 до 29%. Вариант, предложенный Татьяной Голиковой и поддержанный не только правительством, но и Общественной палатой, перекладывает основную тяжесть с федерального бюджета на плечи работодателей. Если реформа, в конечном счёте, будет одобрена, с января 2010 года ЕСН упраздняется и заменяется страховыми взносами – в Пенсионный фонд и в Фонды обязательного медицинского и социального страхования. В совокупности эти платежи составят 34% от суммы заработка работников, и львиная их доля – 26% (вместо нынешних 20%) пойдёт на пенсионное обеспечение.
Помимо того, ещё до обсуждения Стратегии-2020 Минздравсоцразвития обнародовало весьма смелый план так называемой валоризации, а если говорить просто – переоценки пенсий, начисленных до 1991 года. За каждый год, проработанный в СССР, пенсионерам добавят ещё по 1%, то есть от 1,7 до 2,6 тыс. рублей.
Таким образом, в целом, как утверждает министр, средняя трудовая пенсия должна составить не менее 40% от средней зарплаты (для сравнения, в прошлом году она не достигала и 23%). Не сразу, конечно: этот уровень планируется достичь к 2020 году. К тому же сроку пенсионное вознаграждение будет равно трём прожиточным минимумам. Планка взята высокая, но сумеет ли её взять улучшенная и дополненная пенсионная система?
Бизнес, как и следовало ожидать, принял идею усиления налогового бремени в штыки. «Профсоюзы» отечественных деловых кругов – Российский Союз промышленников и предпринимателей и «Опора России» официально выступили с критикой голиковской модели. Но особенно резко её оценила «Деловая Россия». По мнению руководителей этой организации, повышение страховых взносов инициируется крайне не вовремя – оно приведёт к убыточности большинства перерабатывающих предприятий страны и, как следствие, к системному кризису в промышленности. Да и вообще, в открытом письме премьер-министру Путину они предложили прекратить любые налоговые эксперименты и объявить мораторий на них, по крайней мере, до окончания нынешнего финансового кризиса.
С последним аргументом трудно спорить. Ведь в любом случае, даже если план Голиковой и будет принят, сейчас – в условиях, мягко говоря, нестабильной финансовой системы, разворачивающегося кризиса неплатежей, сокращения компаниями своих расходов и урезания штатных расписаний – говорить о реальности его выполнения в обозримом будущем было бы утопией.
Правда, правительство божится, что возместит потери работодателей из средств Фонда национального благосостояния. Однако как реально это можно сделать, с помощью каких механизмов и кто конкретно будет этим заниматься, пока никто не знает. Да и насколько хватит денег, если главный источник их пополнения – поступления от продажи нефти – станет в ближайшие годы иссякать? Как сообщила на «правительственном часе» министр, сейчас над решением этой задачки как раз и ломают голову её коллеги из Минфина и Минэкономразвития.
Конечно, пенсионерам, как и нам – их потенциальным «коллегам по несчастью», непросто разобраться в преимуществах и недостатках нововведений. Хотелось бы только надеяться, что выбранный правительством вариант реформирования пенсионной системы, который Голикова пообещала внести в Госдуму в конце 2008 – начале 2009 года, не станет очередным заведомо провальным экспериментом.
Таким, например, как софинансирование пенсий, введенное с октября этого года. Напомню, что новая система предусматривает добровольные отчисления будущего пенсионера «на старость», к которым государство станет добавлять такую же сумму (но не более 12 тыс. рублей в год). Эта идея, предложенная Владимиром Путиным в бытность его президентом, возможно, и имела рациональное зерно: пенсионные деньги должны работать и приносить доход. Но вот беда – она не учитывала возможные риски, экономические спады и финансовые кризисы. К тому же, как подсчитали дотошные эксперты, после долгих лет накоплений прибавка окажется просто мизерной. А сейчас, когда инфляция стремительно набирает обороты, а котировки на фондовом рынке обвально падают, овчинка вообще выделки не стоит.
Понятно, что ни это нововведение, ни предложенная главой Минздравсоцразвития налоговая реформа, по большому счёту, всё равно не сможет обеспечить пожилым россиянам достойную жизнь. Поэтому, по мнению специалистов, правительству рано или поздно всё равно придётся пойти на повышение пенсионного возраста. Тем более что и сейчас 26% тех, кто вышел на заслуженный отдых, продолжают работать. Да и понятно почему – на нынешнюю пенсию ну никак не выжить! -0-
Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.