Рубль на распутье
ЕРЕВАН, 3 сентября. /АРКА/. Теперь можно смело констатировать: страшный месяц август прошел для российского рубля безболезненно. За период с 1 августа по 1 сентября курс национальной валюты изменился всего на 69 копеек – понизился с 31,15 пунктов до 31,84 пунктов. Таким образом, «вторая волна» девальвации, которой пугали россиян пессимисты, так и не нахлынула. Правда, время от времени ее призраки возникали – особенно, когда доллар несколько раз пытался штурмовать отметку в 32 рубля . Но курс американской валюты после весьма резких прыжков откатывался назад. Рублю же удавалось возвращать себе утраченные позиции – если не полностью, то хотя бы частично.
Большую роль в формировании настроений участников рынка – да и рядовых россиян – сыграло, конечно, поведение властей. Их достаточно резкая реакция на предложения провести «девальвацию-2» убедила наблюдателей в том, что пока, во всяком случае, планов «уронить» курс национальной валюты у правительства и ЦБ нет. Это осознание не замедлило сказаться на поведении людей: никакого массового сброса наличных рублей (в результате их обмена на доллары или евро) в августе не наблюдалось. Эксперты считают, что не стоит ожидать таких эксцессов и в сентябре (конечно, при условии, что этот месяц не ознаменуется какими-либо негативными экономическими новостями).
Несмотря на все это, сказать, что стабильность рубля «окончательна, и обжалованию не подлежит» язык не поворачивается. И события второго дня осени яркое тому подтверждение. Доллару удалось не только «потяжелеть» на 20 копеек, но и взять, наконец, рубеж в 32 рубля. Надолго ли – покажет время. Но и предыдущие его скачки, и нынешний «мини-реванш» доказывает один и тот же факт: благополучие нашей валюты строится почти исключительно на «нефтяном факторе». Падение цен на «черное золото» незамедлительно приводит хоть к небольшому, но ослаблению рубля. А рост котировок фьючерсных контрактов так же незамедлительно оказывает положительный эффект на итоги торгов на российском валютном рынке.
Как будут дальше обстоять дела с нефтью? К сожалению, ясности по этому вопросу у экспертов нет. Оптимисты пророчат, что «черное золото» будет расти в цене и, возможно, уже в следующем году вернется на уровень в 100 долларов за баррель. В качестве подтверждения своих прогнозов они указывают на возобновившийся рост мировой экономики, на неожиданно быстрые темпы выхода из рецессии экономик крупнейших европейских стран, на «ростки» роста в США. И, конечно, на ситуацию в двух азиатских «драконах» - в Китае и Индии. Обе страны, конечно, пострадали от нынешнего кризиса, но темпы экономического роста в них остались положительными. А это значит, что и спрос на энергоресурсы с их стороны будет постепенно возрастать.
Пессимисты оперируют другими факторами. Главный из них – тот, что рынок «черного золота» ожидает ужесточение регулирования. Цель этого регулирования заключается в предотвращении манипулирования ценами. А это значит, что нынешние ценовые уровни легко могут упасть на 20-30%. Что, по очевидным причинам, не понравится странам-экспортерам нефти, но, по столь же очевидным причинам, придется по душе тем, кто вынужден импортировать «черное золото» в промышленных масштабах.
Третий по величине в Германии банк – Commerzbank – строит свои прогнозы, как раз исходя из того, что вопрос об ужесточении регулирования нефтяного рынка будет решен в ближайшем будущем. В этом случае, по оценкам аналитиков, к концу текущего года цены на нефть опустятся до 50 долларов за баррель, а в 2010 году средняя цена на «черное золото» составит 55 долларов. Стоит отметить, что это еще не самые мрачные прогнозы. По мнению аналитиков других банков, падение котировок может быть еще более впечатляющим – например, до «дна», на котором они оказались в конце 2008 – начале 2009 годов.
Понятно, что для рубля реализация таких предсказаний будет настоящим ударом. Он и так не ощущает пока твердой почвы под ногами. Экономисты говорят о том, что многомиллиардные вливания, которые государство осуществило в реальный сектор экономики и в банковскую систему страны, могут впоследствии «выйти боком»: разогнать инфляцию, увеличить «денежный навес», и, следовательно, усилить давление на рубль. Добавьте сюда же сезонный фактор: к концу года бюджетные расходы традиционно увеличиваются, что опять-таки оказывает давление на валютный курс. Еще один фактор риска для рубля, на который указывают аналитики: сохраняющаяся проблема плохих долгов. Сейчас она находится в «замороженном состоянии», но может обостриться тоже ближе к концу года, когда станет очевидным, что значительная доля реструктурированных кредитов на деле являются «неработающими». То есть, потерянными для банков, со всеми вытекающими отсюда последствиями для финансово-кредитных структур.
Так что рубль в прямом смысле на распутье: с одной стороны, его поддерживает спокойное поведение частных инвесторов (простых россиян, не спешащих избавляться от рублевых накоплений и предпочитающих рублевые вклады валютным). С другой, на него давит целый «букет» различных негативных экономических факторов, пессимистических прогнозов и ожиданий. Поэтому вряд ли стоит удивляться предупреждениям руководителей ЦБ о том, что в обозримом будущем курс рубля будет волатильным. И уж тем более не стоит удивляться тому, что спекуляции о девальвации рубля не прекращаются. Ожидания обвала, хотя и не реализовались в августе, никуда не делись, и только ждут подходящей ситуации, чтобы начать циркулировать в обществе. Что вполне объяснимо: сложно было убедить людей в стабильности национальной валюты. А посеять у них сомнения в этом и воскресить страхи перед девальвации, оставшиеся, казалось бы, в 1998 году – очень легко.
Анастасия Скогорева, главный редактор Национального банковского журнала (НБЖ), специально для РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции