Нет спроса – нет инфляции
ЕРЕВАН, 30 октября. /АРКА/. По опубликованным сегодня данным Росстата за период с 20 по 26 октября, индекс потребительских цен в стране составил 100,0. Это значит, что уже больше двух месяцев инфляция остается на нулевой отметке. Такое положение дел радует российских чиновников, высказывающих все более оптимистичные прогнозы относительно годовых показателей роста цен, но озадачивает независимых экономистов. Последние считают, что нулевые показатели инфляции – признак скорее не оздоровления, а появления новых проблем в российской экономике.
Двузначную инфляцию долго называли одной из главных проблем российской экономики. И вот рост цен пошел на убыль. Российский премьер Владимир Путин 25 октября на российско-финляндском лесном саммите в Петербурге высказал предположение, что уже в этом году уровень инфляции может составить 8-9%, а через три-четыре года - опуститься до 5-6% (с начала 90-х самая низкая инфляция была в 2006 году – 9,1%). Двумя днями ранее чуть более осторожный прогноз дал заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев: по его словам, инфляция в 2009 году не превысит 10,3%, и лишь в следующем году опустится ниже отметки в 9%.
Что же мы имеем на сегодняшний день? По данным Росстата, за неполные десять месяцев 2009 года цены выросли на 8,1%. Чтобы годовая инфляция «уложилась» в 9%, нужно, чтобы за оставшиеся два месяца цены подросли не более, чем на 0,9%. Это непросто: ведь последние месяцы года традиционно наиболее инфляционные, поскольку на этот период приходится выплата бонусов, премий и вброс в экономику бюджетных денег.
Но если инфляция по итогам текущего года останется в пределах 9%, означает ли это, что впору радоваться победе правительства над серьезной проблемой последних лет? Вряд ли. Причины высокой инфляции, наблюдавшейся в последние годы и причины ее замедления сейчас – абсолютно разные. Эксперты не раз подчеркивали: российская инфляция носит структурный характер, ее корни лежат в экономических диспропорциях, неразвитости производства и сельского хозяйства, несовершенстве рыночных механизмов, и прежде всего, в отсутствии реальной конкуренции.
Именно поэтому на фоне дефляции, то есть снижении цен, наблюдавшемся в Европе и США практически с самого начала кризиса, Россия оставалась своеобразным заповедником, где замедление производства и рост безработицы сопровождались весьма бурным ростом цен. Если в России, по данным российского статистического ведомства, цены за девять месяцев 2009 года выросли на 8,1%, то в Евросоюзе - лишь на 0,8%.
Нынешняя нулевая инфляция, скорее всего, есть следствие комплекса сезонных и кризисных факторов.
Во-первых, август и сентябрь - время сбора урожая и сезонного снижения цен на сельскохозяйственную продукцию, которое улучшает общие инфляционные показатели. Этот год не стал исключением: по оценке Росстата, овощи в сентябре подешевели на 15,2%, фрукты на 4,8%, причем в этом сезоне период низких плодоовощных цен продолжается до сих пор. С 20 по 26 октября плодоовощная продукция подешевела в среднем на 1,2%.
Вторым возможным, хотя и не решающим, фактором замедления инфляции может быть рост курса рубля, сопровождавшийся притоком спекулятивного капитала на российский рынок (по оценке ЦБ, чистый приток капитала в Россию в четвертом квартале 2009 года может составить $15-20 млрд).
С учетом большой доли импорта на российском рынке, укрепление национальной валюты должно было внести свою лепту в замедление роста цен. Но еще больше на ситуацию с ценами повлияло сжатие денежной массы – на это Центробанк пошел, чтобы остановить наблюдавшееся в первой половине 2009-го падение рубля – за девять месяцев текущего года количество денег в обращении (агрегат М2) уменьшилось на 1,4%, за год – с сентября 2008-го по сентябрь 2009-го денежная масса сократилась на 8,4%. Нет денег – нет и инфляции.
Наконец, едва ли не главной причиной нынешнего замедления роста цен называют падение доходов населения и сужение потребительского спроса. Как отмечает Росстат, падение реальных доходов населения с сентября 2008-го по сентябрь 2009-го составило 4,9%, оборот розничной торговли за тоже время сократился на 9,9%.
Иными словами, замедлению роста цен в РФ во многом способствовали те же факторы, что заставили снижать цены производителей и продавцов в Европе и США. Причем тенденция в России появилась спустя год после общемировой, а на Западе уже прослеживается изменение тренда – вести о возможном завершении рецессии подстегнули потребительский спрос, дефляция пошла на убыль, а по ряду позиций наметился рост цен. Эксперты называют это позитивным фактором, свидетельствующим о возможном начале оздоровления экономики.
Таким образом, нынешняя низкая инфляция в России – повод не для радости, а для настороженности. Сужение денежной массы чревато проблемами для экономики. Предприятия лишаются доступа к кредитам, сокращаются оборотные средства, что грозит дальнейшим спадом производства, ростом неплатежей и безработицы. Тогда ценой победы над инфляцией может стать длительная стагнация.
Правда, ЦБ по итогам сентября констатировал некоторый рост денежной массы – на 2,6% по сравнению с предыдущим месяцем. Но пока это не привело к увеличению кредитных портфелей банков, напротив, эксперты отмечают их снижение в течение последних двух месяцев. Руководство Центробанка считает, что в ближайшее время ситуация должна измениться – этому будут способствовать и позитивные ожидания, и дополнительные государственные вливания в банковский сектор. Только само по себе это не заменит необходимость структурных преобразований в российской экономике.–0–
Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции