По сингапурскому счету: АТЭС сверяет послекризисные часы
ЕРЕВАН, 16 ноября. /АРКА/. Из всех международных экономических форумов последнего времени АТЭС в Сингапуре оказался самым оптимистичным. Итоговые документы не то чтобы отметают кризис, как муху – но не оставляют сомнений в том, что мухе этой недолго жить.
По крайней мере это так в Тихоокеанском регионе, к которому относятся все участники «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества», то есть 21 страна и экономика по периметру океана – от США или Перу по одну его сторону до России или Вьетнама по другую.
Немного статистики из различных докладов и резолюций, ежегодно выпускаемых в свет на очередном форуме АТЭС или к его началу. Доклад Секретариата АТЭС замечает, что АТЭС создает эффект зоны свободной торговли без создания такой зоны.
Члены АТЭС все больше торгуют друг с другом, интегрируясь в единую систему. Есть и цифровой показатель: в три раза больше. То есть вероятность того, что один член АТЭС заключит экспортно-импортную сделку с другим, а не с кем-то вне системы, ровно в три раза больше. В целом же с момента создания АТЭС в 1989 году внутритихоокеанская торговля выросла в пять раз (как ни в одном другом регионе), и теперь 67 процентов всей внешней торговли 21 экономики АТЭС проходит друг с другом. Что самое интересное, этот показатель выше, чем у ЕС, где вроде бы унификация всего и вся достигли высшей стадии. А про другие экономические группировки, вроде североамериканской НАФТА, и говорить нечего.
В результате рост экономики именно в тихоокеанском регионе ставит мировые рекорды (5% накануне кризиса на фоне общемировых 4,3%). А разнообразие экономических моделей и политических систем в тихоокеанском регионе привело к любопытному эффекту. Часть экономик, прежде всего китайская, оказались устойчивы к кризису и сейчас вытаскивают из него всех остальных.
Как и всегда, сам по себе форум – не лучшее место, чтобы понять, как работает АТЭС. Это место парадного общения всех со всеми и презентации документов, в которых лишь фиксируется работа, идущая во множестве комиссий и подкомиссий, а также на прочих встречах, круглый год.
Наблюдать за этим процессом – все равно что отслеживать рост травы, не сходя с места. И очень трудно понять, как конкретно механика АТЭС несет выгоды. Например, то, что «Газпром», похоже, станет главным поставщиком сжиженного газа в Сингапур – это благодаря АТЭС или нет? А тот факт, что если не во всем регионе, то в большинстве стран Юго-Восточной Азии россияне теперь пересекают границы без виз – это благодаря АТЭС или другой организации, АСЕАН?
Россия, конечно, феномен для АТЭС: страна, где численность населения, непосредственно проживающего в тихоокеанском регионе – несколько миллионов, как не очень большой китайский город. Но никого из партнеров это не огорчает.
Огорчений в Сингапуре, впрочем, было немало. Они чаще всего касаются отношений в «большой тройке» экономик – США, Китай, Япония. Как-то и без того было ясно, что нынешний кризис бьет по США, где он и начался, и выгоден Китаю. Но первая поездка президента США Барака Обамы в тихоокеанский регион – Китай и Японию до Сингапура (раньше мы наблюдали лишь предварительные вылазки сюда госсекретаря Хилари Клинтон) уж очень четко показала, куда идут перемены.
С одной стороны, Обама сделал серьезную заявку на начало – только начало – новой политики США в регионе. Это на фоне постоянных обвинений в адрес Джорджа Буша в том, что при нем такой политики или не было, или она была неправильной.
Обама провозгласил себя «первым тихоокеанским президентом» США. Родился на Гаваях, учился в Индонезии – что ж, все верно. И все смены акцентов, которые обозначала до сей поры Клинтон, тоже были логичны. Но даже совсем тихоокеанский президент вряд ли смог бы справиться с неизбежным – некой новой политикой Японии, при которой она, возможно, будет менее зависеть от США. Что же касается Китая, то тут дело еще сложнее.
То, что США в долгу у Китая – это старая и хорошо известная история. Но есть и другая зависимость, в торговле, и здесь кризис создал для Америки новые проблемы.
Как обычно, президентский визит за рубеж – в данном случае поездка Обамы в Китай – создает эффект расходящихся информационных волн. «Вашингтон пост», например, печатает репортаж о том, насколько жители штата Висконсин зависят от поставок в Китай сырья, и какого – корня жэньшеня! Картина, когда приезжает китаец в отличном костюме и вежливо объясняет американцам, что пришел другой век, некачественный жэньшень Китаю больше не нужен – это интересно.
Так же интересна информация о том, как китайцы спасают от кризиса депрессивные штаты и графства, скупая там магазины, или что Америке очень не лишни 2 миллиарда долларов в год, которые платят китайцы, обучающиеся в местных университетах по всей стране.
Китай, может быть, и спасает США от кризиса на локальном уровне – но в целом внешняя торговля США, даже при падающем долларе, проигрывает международную конкуренцию. Прежде всего с тем же Китаем. Уже десять лет у США не было такого ежемесячного внешнеторгового дефицита - 36,5 миллиарда долларов, из которых на Китай приходится 22,1 миллиарда.
Все это в целом создает для тихоокеанского региона исключительно сложную эпоху, эпоху больших перемен. Форумы АТЭС, подобные нынешнему сингапурскому, будут их честно фиксировать. В следующем году – в Японии. А дальше Обама зовет всех участников на свои родные Гаваи, откуда открывается курс на Владивосток.
Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции