Мировая валютная реформа откладывается
ЕРЕВАН, 22 февраля. /АРКА/. Похоже, реформа мировой валютной системы, о которой так много говорят международные чиновники, в ближайшее время нам не грозит. Прошедший в конце прошлой недели саммит министров финансов и представителей Центробанков G20 лишний раз показал инерционность мировой экономики. Главы финансовых ведомств собрались в Париже, чтобы обсудить реформу мировой валютной системы, но смогли договориться лишь о необходимости создания системы индикаторов, которые позволят выявлять слабые места и дисбалансы мировой экономики.
Дитя кризиса
Рожденная кризисом и для борьбы с ним, «большая двадцатка» так и не смогла зарекомендовать себя в качестве эффективного регулятора экономических процессов. Сколько раз в разгар кризиса главы государств и международные чиновники G20 договаривались о совместных антикризисных действиях, но в итоге экономическая политика государств-участников определялась формулой «своя рубашка ближе к телу». Наверное, поэтому прорывных решений от мероприятий двадцатки никто и не ждет.
Главы финансовых ведомств в очередной раз попытались выяснить, кто же все-таки виноват в существующих экономических рисках, которых, кстати сказать, немало. Ситуация в экономике по-прежнему нестабильная, волатильность на рынках растет. Выяснилось лишь, что взгляды развитых и развивающихся стран на этот вопрос серьезно расходятся.
Заметных подвижек к созданию новой мировой финансовой системы тоже не сделано. США (да и другие развитые страны), похоже, не собираются отказываться от монетарного стимулирования своих экономик. Напомним, сейчас ФРС США реализует программу по вливанию в экономику $600 млрд через покупку казначейских облигаций.
Антикризисная накачка экономик ликвидностью не раз подвергалась критике. Во-первых, значительная часть выделенных средств в итоге была использована для спекуляций на финансовом и фондовом рынке. Во-вторых, приток спекулятивного капитала ставит под угрозу экономики развивающихся стран. Наконец, подобные антикризисные меры, скорее, консервирует существующую финансовую систему, нежели способствуют созданию новой.
Не устраним, так посчитаем
Пожалуй, главное, чего удалось добиться участникам парижского форума, это согласовать, пусть и предварительно, систему индикаторов, которые помогут определить уровень дисбалансов в мировой экономике, в частности риск появления пресловутых пузырей. Предполагается, что такая система станет первым шагом к стабильному экономическому развитию и поможет избежать таких неприятностей, как валютные войны, сотрясавшие экономику осенью прошлого года. В списке индикаторов бюджетный дефицит, государственный долг, частные накопления, баланс текущих расчетов и торговый баланс.
Предполагалось, что сюда войдут еще два показателя – реальный курс национальной валюты и валютные резервы страны. Но это категорически не понравилось Бразилии и Китаю. Последний вышел на первое место по объему своих золотовалютных резервов – с показателем $2,7 трлн.
КНР очень трепетно относится ко всему, что касается валютного курса, и не слишком любит, когда торговые партнеры (прежде всего США) пытаются подкорректировать его валютную политику. Что неудивительно, слабый юань обеспечивает дополнительное конкурентное преимущество китайскому экспорту на мировом рынке. А главный торговый партнер КНР – Соединенные Штаты – не один год настаивают на укреплении китайской валюты. В итоге сошлись на том, что последние два индикатора не будут включать конкретные цифры.
Предстоит еще много сделать, прежде чем система экономического контроля заработает, например, определить пороговые значения выбранных индикаторов и согласовать алгоритм действий в случае выхода за пороговые значения. Когда это будет сделано, пока неизвестно. Решено, лишь, что дебаты по системе индикаторов продолжатся весной этого года.—0--
Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции