РОССИЯНЕ НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ДИВИДЕНДАХ
ЕРЕВАН, 9 июля. /АРКА/. 30 июня завершилась череда собраний акционеров в крупнейших российских компаниях. Немалая часть российских публичных компаний потратила значительную долю своей прибыли на выплату дивидендов акционерам. Но на рынок дивидендная щедрость компаний впечатления не произвела. Основную прибыль акционерам по-прежнему обеспечивает динамичный рост рыночной стоимости акций. Средний показатель дивидендной доходности российских эмитентов сегодня не превышает 1% от стоимости акций на рынке. Эти проценты просто теряются на фоне общего роста капитализации российского фондового рынка, который пятый год подряд обеспечивает инвесторам прибыль в размере 50-70% в год.
Дивиденды по акциям еще не скоро превратятся в источник стабильного дохода для инвесторов в России. Из года в год российские компании тратят все больше средств, увеличивая долю прибыли, направляемой на выплаты своим акционерам. Но текущая дивидендная доходность акций российских эмитентов остается невысокой. Виновата в этом, как ни странно, высокая инвестиционная привлекательность российского фондового рынка. За последние пять лет капитализация российского рынка акций выросла более чем в 10 раз – с $81,4 млрд. в конце 2001 года до $1 трлн. по итогам 2006 года. Все это время акции росли в цене сумасшедшими темпами. Индекс РТС, совокупный показатель капитализации российского фондового рынка, в 2006 году вырос на 70,7%, в 2005 – на 83,3%. Неудивительно, что дивиденды даже у самых успешных российских компаний составляют лишь считанные проценты от рыночной стоимости их акций.
Кроме того, российские компании пока не могут похвастаться особой щедростью в выплате дивидендов, особенно в сравнении со своими иностранными коллегами. В то время как в среднем по миру компании отчисляют 30% чистой прибыли на выплату дивидендов акционерам, в Европе и США этот показатель достигает 50%, в России этот показатель в среднем по рынку не превышает 10-20%. Впрочем, есть и приятные исключения. Традиционно высокие дивиденды платят российские компании нефтегазового сектора. Тритий год подряд практически всю прибыль направляет на выплату дивидендов российско-британская компания ТНК-BP. По итогам 2006 года дивидендная доходность акций компании составила около 15%. До недавних пор славилась высокими дивидендами «Славнефть». По итогам прошлого года порадовала акционеров «Татнефть»: величина дивидендов по ее акциям составила 4-6% от их рыночной стоимости. Доход в виде дивидендов по акциям «ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «Сургутнефтегаза» составил по итогам прошлого года 1-2%. Но если первые две компании щедро одаривают своих акционеров, а низкая доходность акций объясняется их высокой рыночной стоимостью, то «Сургутнефтегаз» традиционно скуп на дивиденды. Компания «Транснефть» могла бы платить дивиденды раз в 10 большие, чем сегодня – во столько раз ее прибыль по РСБУ занижена по сравнению с той, что могла бы быть показана по МСФО.
К нефтяникам по щедрости можно смело приравнять металлургов. Так, компания «Мечел» из года в год выделяет на дивиденды не менее 50% чистой прибыли, аналогичный показатель у ММК. «Норникель», в соответствии со своей дивидендной политикой, начиная с 2002 года, направляет на дивиденды от 20%до 25% прибыли. Впрочем, щедрость металлургов легко понять: их крупные дивидендные выплаты увязаны со структурой собственности. «До последнего времени большинство металлургических компаний практически полностью принадлежали своим мажоритарным акционерам, – поясняет Владимир Веденеев, начальник управления рынка акций «Банка Москвы». – Из совокупного объема выплат на долю миноритариев приходилось лишь несколько процентов. То есть почти весь объем выплат приходился на основных владельцев, что позволяло рассчитывать на высокую дивидендную доходность. Целей у такой политики могло быть несколько – погашение расходов на консолидацию активов, например, или предпродажная подготовка бизнеса».
В остальном трудно определить сектора экономики, более или менее доходные в плане дивидендов. «Дивидендная доходность варьируется от компании к компании и не зависит от их принадлежности к тому или иному бизнесу», – добавляет Веденеев.
Электроэнергетика в России практически не платит дивидендов. Это отрасль, которая сегодня отчаянно нуждается в инвестиционном финансировании. Тот поток денежных средств, что они получают от продажи своего основного продукта – электроэнергии, не может сегодня им обеспечить высокие темпы развития. Энергетические компании в поиске средств для расширения бизнеса много занимают, проводят размещения акций.
«Для электроэнергетических компаний выплата дивидендов акционерам сегодня не приоритет, - считает Владислав Нигматулин, аналитик МДМ-банка. – Практически вся их прибыль идет на инвестиционные программы. Ничего не заплатила в этом году акционерам и РАО «ЕЭС России», вся прибыль которой оказалась «бумажной», выросшей из переоценки активов». Исключение опять таки составляют компании сектора, крупные пакеты акций которых перешли в 2006 году стратегическим инвесторам – ОГК-3, ОГК-5. Ихбывший владелец (РАО ЕЭС) вполне естественно захотел получить свою долю прибыли перед их продажей.
Не удивляют инвесторов дивидендной доходностью и компании телекоммуникационного сектора. Неплохими выплатами акционерам могла похвастаться лишь «Дальсвязь», дивидендный выброс которой был обусловлен прибылью от продажи крупных активов. В остальном даже при высокой прибыльности компаний этого сектора, дивидендная доходность их акций не превышала 2-3%.
Наконец, банковский сектор, ключевым представителем которого на российском фондовом рынке в 2006 году являлся Сбербанк. Доля прибыли банка, направляемой на выплату дивидендов, увеличивается из года в год, но она просто не поспевает за ростом капитализации гиганта. В итоге банк увеличил долю выплат акционерам с 8,3% до 10% от прибыли, но дивиденды этого эмитента потерялись на фоне его огромной капитализации – дивидендная доходность акций Сбербанка по итогам 2006 года составила лишь 0,3%.
На развитых финансовых рынках дивиденды – неплохой заработок для портфельных, так называемых институциональных, инвесторов. Менеджеры консервативных иностранных пенсионных фондов предпочитают получать стабильный, долговременный доход за счет участия в разделе прибыли компании, причем, в большей степени, чем на кратковременных колебаниях курсовой стоимости бумаг. В России дивиденды – лишь приятное дополнение к тому доходу, что получают инвесторы в результате роста курсовой стоимости бумаг в своих портфелях. Возможно, по мере «взросления» российского фондового рынка, все встанет на свои места, и инвесторы перестанут недооценивать дивидендный доход, который может им обеспечить вложения в те или иные акции.–0–
Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости