Банковский рынок России: недостатки только в плюс
ЕРЕВАН, 20 июля. /АРКА/. Итальянская финансово-кредитная группа Unicredit объявила российский банковский рынок «самым, самым, самым». Самым перспективным, самым прибыльным, самым быстрорастущим и самым привлекательным среди аналогичных рынков в странах Восточной Европы и бывшего СССР. При этом, как подчеркивается в исследовании Unicredit, на руку нашему рынку играют не только его достоинства, но и недостатки — например, низкий уровень популярности банковских продуктов и услуг среди населения.
Оценка Unicredit не была бы принципиально важна для российских банков, если бы не два немаловажных обстоятельства. Первое из них заключается в том, что сама итальянская группа были признана на днях самым быстро растущим и динамично развивающимся банком в Западной Европе. Причем к такому выводу пришло ведущее деловое издание в мире — журнал Euromoney, к мнению которого мировая финансовая элита всегда прислушивается с повышенным вниманием.
Второй фактор не менее важен. Группа Unicredit на сегодняшний день занимает одну из лидирующих позиций на мировом рынке слияний и поглощений. А уж в странах Восточной Европы и в странах бывшего СССР ей в этом вопросе практически нет равных: итальянцы к настоящему моменту уже провели несколько весьма впечатляющих сделок по приобретению восточноевропейских банков. А осенью прошлого года они стали владельцами Московского Международного банка — весьма влиятельной финансовой структуры на российском банковском рынке.
Так что о перспективах нашего финансового сектора эксперты Unicredit судят не понаслышке. По их оценкам, в течение ближайших трех лет все направления банковского бизнеса в России будут высокодоходными. По их оценкам, приток средств на депозиты частных лиц будет ежегодно увеличиваться на 37%, а объемы корпоративных депозитов — возрастать на 36% в год. Неплохо будут чувствовать себя и банки, развивающие такое направление как потребительское кредитование и корпоративное кредитование. В первом случае темпы роста объемов могут составить 52% в год, во втором — 34% в год.
Ситуация с развитием сектора потребкредитования в принципе будет показательной, считают аналитики. Российские банки отстанут в этом только от Украины, где прогнозируемый рост объемов кредитов будет составлять свыше 60% в год. Зато они намного опередят банки в странах Восточной Европы, где средний показатель не превысит 35% в год.
Впрочем, самым привлекательным инвестиционным объектом Россию в глазах иностранных стратегических инвесторов делают не только высокие темпы роста банковского бизнеса. В отличие от аналогичных рынков в странах Восточной Европы, российский является слабо «освоенным». По оценкам экспертов Unicredit, в России на одного человека приходится всего 2852 долларов банковских активов — это самый низкий показатель, зафиксированных в странах Восточной Европы. Весьма «смешной», по западноевропейским и восточноевропейским меркам, является и другая цифра: соотношение объемов кредитов, предоставленных на покупку жилья, к объему национального ВВП в России не превышает 2%. Все это означает, что россияне очень мало пользуются такими банковскими продуктами и услугами, как ипотечное кредитование или нецелевое потребительское кредитование на крупные суммы.
Стоит отметить, что с оценками специалистов Unicredit вполне согласны и представители других крупных иностранных банков, работающих в России. По словам председателя правления «АйСиАйСиАй Банк Евразия» Ниранджана Шанкара Лимайe, соотношение таких показателей, как объем средств, положенных россиянами на банковские депозиты, и объем национального ВВП также находится на очень низком, практически минимальном уровне. «Хотя в последнее время россияне все больше интересуются продуктами и услугами кредитных организаций, значительная часть населения все еще предпочитает держать деньги «под матрацами», — говорит специалист. И в этом, по его мнению, — одно из главных отличий российской банковской системы в целом не только от аналогичных рынков в странах Восточной и Западной Европы, но и от рынков в странах Азии.
На первый взгляд, такое положение дел может показаться, скорее, недостатком, чем достоинством национального финансового сектора. Однако, как поясняют специалисты, именно «неосвоенность» российского банковского рынка сулит профучастникам в будущем колоссальные прибыли. В отличие от стран Западной Европы, да и от большинства восточноевропейских стран, в России основной «массив» потенциальных клиентов еще «не поделен» между банками. К тому же, многие крупные коммерческие финансовые структуры могут надеяться на то, что со временем им удастся «отхватить кусок» у Сбербанка. Пока этот банк остается безусловным лидером на рынке кредитования частных лиц и рынке привлечения вкладов населения. Однако его «звездный час» уже в прошлом, и постепенно наиболее мобильные и высокотехнологичные частные банки будут переманивать у него клиентов.
Российский банковский рынок привлекателен для иностранных стратегических инвесторов и по другой причине. Не секрет, что в Восточной Европе «монстрам» уже нечего покупать, и руководители крупнейших финансово-кредитных групп открыто признают это. Речь может идти разве что о покупке-продаже банков друг у друга, но вряд ли стоит при этом рассчитывать на то, что какая-нибудь западная финансовая группа «сдаст» своему конкуренту действительно привлекательный актив с большой долей рынка, хорошей кредитной историей, высоким уровнем «узнаваемости» среди населения и т.д. В России же «не поделены» пока не только клиенты, но и банки. И в этом большое достоинство рынка с точки зрения «стратегов». Конечно, наиболее вкусные «кусочки» — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-Банка и МДМ – иностранцам вряд ли достанутся. Однако они вполне могут рассчитывать на приобретение других, достаточно больших и весьма привлекательных российских банков.
А среди таких потенциальных объектов для покупки, могут в обозримом будущем появиться и новые имена: мелкие и средние российские банки, как предсказывают специалисты, в недалеком уже будущем вступят в эпоху консолидации. Возникшие в результате этого процесса более крупные структуры могут стать желанными для «западников». Особенно в тех случаях, если «сливаться» будут банки с уже имеющимися региональными сетями и неплохими позициями на местных банковских рынках.—0--
Анатолий Горев, финансовый аналитик для «РИА Новости»