Рейтинг@Mail.ru
USD
398.74
EUR
416.6
RUB
4.0489
GEL
139.52
среда, 22 января 2025 г.
погода в
Ереване
+1

Торговые войны: цена лоббизма

09.08.2007, 23:10
Несмотря на то, что по заявлениям ряда СМИ, Владимир Путин и Виктор Ющенко вроде бы планировали встретиться на юбилее Софии Ротару 7 августа, базовые переговоры в рамках комиссии Путин-Ющенко все же должны пройти 17 августа в Сочи.

ЕРЕВАН, 9 августа. /АРКА/. Несмотря на то, что по заявлениям ряда СМИ, Владимир Путин и Виктор Ющенко вроде бы планировали встретиться на юбилее Софии Ротару 7 августа, базовые переговоры в рамках комиссии Путин-Ющенко все же должны пройти 17 августа в Сочи.

С учетом того, что весной Ющенко в Москву так и не приехал, поскольку был занят роспуском парламента, проблем за истекший период явно поднакопилось. К ним, в том числе, относятся и так называемые торговые войны, которые больше всего отразились на поставках украинской молочной продукции в Россию. Фактически речь идет о том, что важнейшая для обоих государств система межгосударственных торговых отношений регулируется не законодательством Украины и России и не межгосударственными соглашениями, а отдельными распоряжениями отраслевых чиновников, которые действуют непрозрачно, исходя из личных предпочтений и интересов. Прикрываясь «высокой политикой», чиновники, по сути, действуют на руку отраслевым лоббистам. Это, в свою очередь, укрепляет теневые схемы и делает отдельных чиновников полноправными хозяевами положения.  Несмотря на то, что даже человеку далекому от торговли ясно – вопрос должен быть на постоянном контроле исключительно на высшем государственном уровне. В том числе и экспертов комиссии Путин-Ющенко.

Хотя по большому счету, некоторые эпизоды торговых войн больше смахивают на чисто советские забавы под названием «игра в дефицит».  Когда считалось престижным иметь среди знакомых продавцов магазинов или директоров торговых баз, которые по блату доставали дефицитный товар из-под прилавка. Естественно, с учетом личных интересов. Те, кто таких знакомых не имел, на чем свет стоит, кляли руководство страны.

Сегодняшняя ситуация отличается тем, что в отличие от советских времен, проблема наполнения прилавков вроде бы решена. В продаже есть все. Но от желания получать сверхприбыль с помощью дефицита никто не отказался. Просто теперь этот процесс переведен в область ценовой политики, когда дешевые товары любыми путями вымываются из торговой сети более дорогими группами. Причем, нередко это проходит под знаком защиты отечественных товаропроизводителей, которые просто гибнут от засилья дешевых импортных товаров. Но по большому счету речь нередко шла лишь о желании производителей попросту стать монополистами. Так в украино-российских торговых отношениях было и с трубами, и с конфетами, и с водкой, и с молоком, и с сыром, и с мясом…

Правда, всякий раз после вмешательства в процесс первых лиц государства, все становилось на свои места. А «отечественный производитель», протекционизм по отношению к которому порождал теневые схемы в экономике, тут же переставал вопить о скорой гибели. Но поскольку вкус от легких денег никуда не девался, всегда находились заинтересованные лица, которые вновь доводили по цепочке наверх «тревожные сигналы» о «бедственном положении» в очередной отрасли и все возвращалось на круги своя. До очередного VIP-саммита.

Так, похоже, будет и в августе в Сочи, где встретятся президенты России и Украины. По словам Виктора Ющенко, главам государств предстоит обсудить двадцать шесть вопросов. Спектр широкий – от политики до экономики. Правда, пока повестка дня не конкретизирована, но маловероятно, чтобы президенты обошли стороной вопрос торговых войн, которые по-прежнему мешают нормальному развитию отношений. Тем более, что рост товарооборота впечатляет. По словам  советника-посланника российского посольства в Киеве Всеволода Лоскутова, по итогам 2007 года товарооборот между Россией и Украиной составит $20-30 миллиардов. При том что  товарооборот России, скажем, с Германией составляет всего $5 миллиардов. Но цифра могла бы быть и больше. Если бы не отдельные заинтересованные лица. Судите сами. С одной стороны,

согласно результатам прошлогоднего опроса российских сельхозпредприятий, проведенного Ассоциацией АГРОКОНТ и Российским экономическим барометром: Удельный вес изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации в хозяйствах свыше 10 лет, составляет в среднем 70%. Износ основных фондов на момент опроса в хозяйствах был в среднем 63%. Средний износ сельскохозяйственной техники 75%. Поголовье коров в России ежегодно, хоть и незначительно, сокращается».  В свою очередь министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев признает, что темпы роста производства российских молочных продуктов не удовлетворяют спрос. Но при этом Молочный союз России на протяжении полутора лет активно лоббирует ограничение ввоза в Россию украинских масла и сыра, поскольку Россия не может конкурировать с украинской продукцией из-за ее дешевизны. В результате чего российские сыровары терпят убытки.

В интервью газете «Комммерсантъ» исполнительный директор Молочного союза РФ Владимир Лабинов заявил: «"Из-за дешевизны молочного сырья на Украине себестоимость производства молочной продукции там на 30% ниже, чем в России, и даже с учетом затрат на доставку украинский сыр был самым дешевым продуктом на российском рынке». В итоге ограничительные меры, по ввозу украинской продукции, как известно, были приняты. Правда, это не отразилось на росте российского производства. Просто товары из стран СНГ заменили на аналогичные из Западной Европы. Что естественно тут же отразилось на цене.

По данным Росстата, «цены на закупаемую по импорту молочную продукцию в текущем году выше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Так, средняя контрактная цена на сливочное масло, ввозимое из стран дальнего зарубежья, в январе-марте 2007 г. составила $1765/т или на 5,4% выше, а сыр - $2970/т или на 15% больше».  Хотя цена масла и сыра западноевропейских производителей тоже не утешительна для российских сыроделов. Достаточно сказать, что средняя импортная цена на границе (с учетом НДС и таможенных платежей) на масло, ввезенное из стран дальнего зарубежья в январе-марте 2007 г., была на 33% ниже цен отечественных производителей, а из стран СНГ - на 28%. Аналогичная ситуация складывалась и по сыру. Например, средняя импортная цена на сыр, ввезенный из Германии и Литвы, на долю которых в январе-марте 2007 г. приходилось соответственно 21% и 11% от общего объема импортных поставок, была ниже цен отечественных производителей на 20%.  

Понятно, что украинский продуктовый импорт всей погоды в России не делает, но последние сообщения о том, что российский минимальный продуктовый набор дорожает, в той или иной степени могут быть увязаны и с продуктовым противостоянием.  В итоге, как обычно, страдают и производители, и покупатели. Первые от убытков, вторые от роста цен. Например, Украина в прошлом году потеряла в результате санкций порядка $ 300 миллионов.  Кто-то естественно, на этом обогатился. Скажем, импортеры. Или контрабандисты, которые гонят сыр с маслом через символическую украино-российскую границу. Или чиновники, которые ведают выборочной выдачей лицензий.  

Но помимо потребителей от войн страдают и сами государства. Причем, не только с точки зрения материальной, но и идеологической. Скольким украинским политикам такая ситуация дает возможность эксплуатировать образ «коварной руки Москвы», которая душит братский украинский народ. А что делать тем политическим силам, которые рассчитывают на украино-российский конструктив. Что им нужно говорить своим сторонникам на традиционно пророссийских Востоке страны или в Крыму, когда те задают неудобные вопросы по поводу торговых войн?...  Словом, президентам в Сочи явно будет о чем поговорить. В том числе и о том, как сделать так, чтобы украино-российские отношения катались как сыр в масле. –0--

Андрей Капустин, Киев, для РИА Новости