Доход от ваучера
ЕРЕВАН, 16 августа. /АРКА/. 15 лет назад – 14 августа 1992 года – в России вышел президентский указ, положивший начало ваучерной приватизации. Уже давно общим местом стало утверждение, что большинству россиян участие в этом процессе ровным счетом ничего не дало. Правда, цифры свидетельствуют, что некоторые счастливчики, которым удалось тогда обменять ваучеры на акции крупнейших российских компаний, неплохо заработали. Но сделать это тогда смогли очень немногие. Ведь возможности инвестировать ваучеры непосредственно в бумаги предприятий были ограниченными.
По задумке, ваучерная приватизация воплощала идею социальной справедливости при переходе от социализма к капитализму. Каждый из 151 млн россиян, проживавших тогда в стране, независимо от пола, возраста и места работы получал право на кусочек бывшей общенародной собственности. Согласно указу 15-летней давности, всем гражданам России в кассах Сбербанка выдавался приватизационный чек, или ваучер, на котором зачем-то был указан номинал – 10 000 рублей ($60 на момент выхода указа) и которым можно было распорядиться по своему усмотрению: просто продать, передать чековым инвестиционным фондам (ЧИФам) или попытаться вложить в акции предприятий.
Галопирующая инфляция стремительно «съедала» номинал ваучера – поэтому большинство россиян избрало первый вариант. Только за октябрь 1992-го, первый месяц раздачи ваучеров населению, его номинал «усох» с $40 до $25, а продать его тогда, например, в переходе московского метро, можно было в два раза дороже – за 20 000 рублей. Те же, кто считали себя умнее, передали свои приватизационные чеки моментально расплодившимся ЧИФам. Однако ЧИФы стремительно испарились сразу после официального завершения ваучерной приватизации – в середине 1994 года, и люди, доверившие ваучеры им, в конечном итоге тоже не получили ничего.
Тем не менее, среди россиян все-таки нашлись такие, кто смог обменять ваучеры непосредственно на акции наиболее перспективных российских предприятий. Впрочем, для этого надо было дождаться 1994 года (к началу которого номинал, обозначенный на ваучере, соответствовал $8). Все чековые аукционы, на которых можно было получить акции заводов и фабрик, состоялись в первой половине того года. Проще всего получить акции флагманов отечественной индустрии было их работникам – на закрытых чековых аукционах. Но возможность приобрести за ваучеры самые лакомые куски российской промышленности в виде акций РАО ЕЭС, «Сургутнефтегаза», «Норильского никеля» и проч. имели и сторонние лица – для этого надо было принять участие во Всероссийском специализированном чековом аукционе.
Те из россиян, кто обменял свой ваучер на акции подобных компаний, не прогадали. Так, пакет акций РАО ЕЭС, полученный в 1994 году за один приватизационный чек, сейчас можно продать за $600-800, «Норильского никеля» – примерно за $650, «Сургутнефтегаза» – за $100. В общем, неплохие (хотя и не особо большие) деньги за бумажку, которую многие уже и не помнят, куда дели. Больше остальных сегодня могут получить те, кто в свое время обменял приватизационные чеки на акции «Газпрома» (преимущественно это сотрудники газового концерна). Правда, опять же не все. В каждом регионе был свой коэффициент конвертации ваучеров в ценные бумаги «Газпрома». К примеру, москвичам за ваучер давали всего по 50 акций «Газпрома», а жителям Республики Марий Эл – 5900. Таким образом, пакет акций «Газпрома», полученный за ваучер в Москве, сейчас стоит всего $500, а обмененный в Марий Эл – целых $60 000!
Заработать на ваучерах, впрочем, смогли немногие. Большинству граждан России были предоставлены очень ограниченные возможности, чтобы получить хотя бы малую часть бывшей социалистической собственности. К тому же они тогда не имели никакого представления о фондовом рынке, да и самого фондового рынка в России еще не было. Поэтому нельзя сказать что тот, кто продал свой ваучер, сильно прогадал – он ведь получил хоть какой-то доход. -0-
Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости