Рейтинг@Mail.ru
USD
398.36
EUR
418.44
RUB
4.1077
GEL
138.8
вторник, 28 января 2025 г.
погода в
Ереване
-2

Министры взялись за продукты

11.10.2007, 22:58
Правительство в «пожарном» порядке пытается навести порядок на продовольственном рынке. Глава Минэкономразвития Элвира Набиуллина уже признала, что инфляция в этом году перевалит за 9%.

ЕРЕВАН, 11 октября. /АРКА/. Правительство в «пожарном» порядке пытается навести порядок на продовольственном рынке. Глава Минэкономразвития Элвира Набиуллина уже признала, что инфляция в этом году перевалит за 9%. Министры спешно готовят меры, которые, по их мнению, должны защитить россиян от бешеного роста цен на продукты питания. Однако эксперты уверены – большинство из заявленных мер желаемых результатов не принесут.

По оценкам финансовых аналитиков, инфляция в России по итогам года составит 9-9,5%. Вчера этот прогноз подтвердила и новый министр экономразвития Эльвира Набиуллина: "К сожалению, с большой вероятностью можно сказать, что инфляция будет больше, чем в прошлом году". А в прошлом году инфляция составила ровно 9%.

В правительстве уверены: в разгоне цен виноваты внешние факторы: повышение спроса на продовольствие со стороны развивающихся стран – прежде всего Китая и Индии, и активное использование сельхозсырья для производства биотоплива. Не последнюю роль сыграла отмена Евросоюзом экспортных дотаций для своих фермеров. Итог известен: по данным Росстата, с начала года минимальный продуктовый набор подорожал на 17%, а независимые эксперты говорят о куда более значительном скачке цен: растительное масло и молочные продукты «потяжелели» в среднем, на 60%, мясо и хлебобулочные изделия на 40-45%.

Даже самые логичные объяснения подорожания продуктов не удовлетворят население. Это понимают и в правительстве, а потому чиновники спешно принялись искать способы обуздать непокорные цены. На совещании министров с президентом РФ Владимиром Путиным 8 октября были утверждены меры, которые, по мнению руководства страны, должны исправить ситуацию. Следующие несколько дней один за другим шли сообщения о тех или иных шагах.

По предложению Минэкономразвития решено в три раза – с 15% до 5% - снизить импортную пошлину на молоко, сливочное масло, сыры и творог, чтобы увеличить ввоз этих продуктов в Россию. Зерно, которое страна поставляет на мировой рынок, наоборот, надо задержать в стране. Поэтому предлагается ввести 10% экспортную пошлину на пшеницу и 30% - на ячмень. Изменениями в тарифной политике дело не ограничится: правительство пообещало «принять ряд мер, в части внутриторгового регулирования и в части борьбы с локальными монополиями на региональных рынках, так как у нас не везде одинаковый рост цен по регионам» (цитата из выступления Эльвиры Набиуллиной).

В запасе у премьера Виктора Зубкова есть средства и помощнее – административное регулирование цен. Наблюдатели уверены, что глава правительства не преминет им воспользоваться. Он уже дал поручение министру регионального развития Дмитрию Козаку защитить наших производителей мясомолочной продукции от иностранных конкурентов.

Эксперты, опрошенные «РИА Новости», сомневаются не только в эффективности, но и в целесообразности многих из предложенных мер. «Снижение импортных пошлин на молоко - что слону дробина, - уверен директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. – Этим рост мировых цен не компенсировать». Что касается зерна, то предлагаемая МЭРТ 10-процентная экспортная пошлина на пшеницу слишком мала, чтобы отбить у зерновых трейдеров желание отправлять пшеницу за кордон, и на ценах не отразится, считает Дмитрий Рылько. А вот 30-процентная пошлина на ячмень может немного сбить цену на этот злак внутри страны. Правда, директор ИКАР подчеркивает, что речь идет об оптовых ценах, а «между оптом и розницей у нас существуют мощнейшие прокладки».

Доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук (РАН) Виктор Данилов-Данильян убежден, что начинать надо как раз с устранения этих «прокладок»: «Пока существует многозвенная система перезакупок, и в каждом звене кто-то получает 15-20%, а то и 30%, инфляция на продовольственном рынке будет оставаться неприемлемой». Вторая проблема нашего рынка – региональные монополии, либо олигополии, когда несколько «кланов» договариваются о проведении совместной ценовой политики. Разбор лишних ступенек, и демонополизация рынка, о которой говорили в МЭРТ, может оказаться куда эффективнее пресловутого административного регулирования, полагает Данилов-Данильян.

А вот любые попытки в «пожарном» порядке сбить цены, по мнению Данилова-Данильяна, принесут больше вреда, чем пользы: «очень скоро действие обезболивающего укола закончится, и начнется новый приступ боли. Ведь эпоха низких цен на продовольствие явно заканчивается». Резервы, заложенные «зеленой революцией» 1940-х – 70-х гг., когда в странах третьего мира с приходом новых технологий случилось бурное развитие сельского хозяйства, исчерпаны. Сокращение пахотных земель, снижение прироста урожайности в мире, глобальный водный кризис на фоне растущего потребления сельхозпродукции привели к тому, что ведущие импортеры – прежде всего США, с помощью госдотаций поддерживавшие низкие цены на продовольствие оказались больше не в силах этого делать. Этим и объясняется столь резкий скачок мировых цен.

Защитить россиян от негативных последствий этого скачка, не изолируя себя от мирового рынка, можно лишь одним способом – научиться производить сельхозпродукцию в количествах намного превышающих внутренние потребности страны.–0–

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости