Торговцев едой будут прослушивать и сажать
ЕРЕВАН, 19 ноября. /АРКА/. Борьба с ценами на продукты в России все больше напоминает остросюжетный шпионский детектив. Недавно МВД отрапортовало о раскрытии крупного заговора перекупщиков зерна – они перепродавали пшеницу по нескольку раз сами себе, из-за чего его цена подскакивала на 30-50%. Теперь сыщики предлагают использовать для выявления заговорщиков весь арсенал спецсредств, включая «прослушку», а найденных злоумышленников отправлять за решетку на шесть лет. Тем временем премьер Виктор Зубков узаконил ценовые сговоры между региональными властями и бизнесменами.
Минэкономразвития обнародовало неутешительный прогноз: инфляция по итогам этого года превысит 11%. Как известно, «вырваться на свободу» ей помогли продукты: в мае-июне резко подорожали овощи, затем подскочили цены на подсолнечное масло и зерно, а следом «подтянулись» молоко и мясо. Федеральные и местные власти не сидели сложа руки, однако предпринятые ими меры по тарифному регулированию, борьбе с монополиями на продовольственном рынке и даже административное регулирование цен, желаемых результатов не принесли.
Теперь чиновники заявляют, что нашли причину неудач. Оказывается, обуздать цены мешало несовершенное законодательство, связывающее руки карательным органам. Взять тех же монополистов – по данным МВД, есть регионы, где крупные компании, контролирующие больше половины рынка, сговорившись, выдавливали мелких конкурентов, а потом взвинчивали цены на 50%.
Но разоблачить злоумышленников очень трудно, ведь в законодательстве не прописан механизм выявления и пресечения фактов сговора производителей. Сговор и искусственное завышение цен не относятся к тяжким преступлениям, поэтому МВД, расследуя такие дела, не вправе применять весь набор оперативно-розыскных мер, а ФАС вообще не вправе заниматься розыскной деятельностью. Но как, скажем, без «прослушки» установить ценовой сговор, а тем более доказать его в суде? Разве что если один из участников сговора возьмет да и явится с повинной. Но это вряд ли.
Поэтому МВД России совместно с ФАС разработали проект закона о внесении изменений в статью 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции). Документ предлагает «ужесточить наказание за данный вид преступления до 6 лет лишения свободы, что автоматически переносит эту категорию преступления из средних в тяжкие». Теперь сыщики смогут и подглядывать и подслушивать. Чиновники говорят, что пугаться не стоит, использование прослушки для раскрытия сговоров широко применяется, например, в США – этим правом наделен американский Минюст.
Пока российские сыщики ищут способы борьбы с заговорщиками, правительство принимает нормативные акты, узаконивающие ценовые сговоры между властью и частным бизнесом. В середине ноября премьер Виктор Зубков подписал правительственное постановление, позволяющее местным властям до 31 января 2008 года заключать с производителями и продавцам продуктов соглашения «о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимого продовольствия». Соглашения должны быть письменными, об их заключении надо уведомить ФАС и Росстат. Первая будет следить, чтобы договоренности не препятствовали конкуренции на рынке, второй - смотреть, как ведут себя цены.
Нельзя сказать, что подобных договоров не было до сих пор. Например, правительство Мордовии заключило соглашение об ограничении цен с 20 производителями и 600 магазинами. Но, как признал начальник аналитического отдела антимонопольного ведомства Алексей Сушкевич, эти договоренности противоправны, ведь закон «О защите конкуренции» запрещает ценовые соглашения. Правда с большой оговоркой: исключением являются случаи, предусмотренные федеральными законами, нормативными актами президента и правительства. Этой оговоркой и воспользовался российский премьер.
Подписанное Виктором Зубковым постановление наверняка обрадует местных чиновников. Ведь вынудить предпринимателей зафиксировать цены куда проще и выгоднее, чем бороться с теми же перекупщиками. Тем более – это признал уже и президент – чиновники сами нередко являются если не владельцами, то выгодополучателями всевозможных посреднических структур.–0–
Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости