Рейтинг@Mail.ru
USD
396.85
EUR
408.8
RUB
3.8762
GEL
140.07
четверг, 9 января 2025 г.
погода в
Ереване
0

Неисчерпаемый иранский атом и бедная Россия

20.12.2007, 22:03
В ближайшие дни Совет Безопасности ООН рассмотрит проект новых санкций против Ирана. По словам постоянного представителя США в ООН Залмая Халильзада, в «иранской шестерке» (США, Россия, Китай и «евротройка») по этому поводу, наконец, достигнуто согласие.

ЕРЕВАН, 20 декабря. /АРКА/. В ближайшие дни Совет Безопасности ООН рассмотрит проект новых санкций против Ирана. По словам постоянного представителя США в ООН Залмая Халильзада, в «иранской шестерке» (США, Россия, Китай и «евротройка») по этому поводу, наконец, достигнуто согласие.

Ситуация вокруг иранского ядерного досье напоминает детективный роман. Особенно с учетом последних неожиданных ходов со стороны Тегерана. Он нашел оригинальный способ защитить свою программу по обогащению урана и избежать при этом санкций. По крайней мере, попытаться сделать санкции нелегитимными в глазах иранцев и международного сообщества.

Как заявил глава иранской Организации по атомной энергии  Голам Реза Агазаде, в Иране сейчас строится собственная АЭС мощностью в 360 мегаватт, и топливо для этой станции Тегеран намерен производить сам – в центре по обогащению урана в Натанзе. В свете «естественных потребностей» в ядерном топливе Иран теперь не только не будет сворачивать программу обогащения урана, но наоборот – намерен увеличить количество центрифуг в Натанзе с 3 тысяч единиц до 50 тысяч. По словам Агазаде, 3 тысячи центрифуг способны обеспечить якобы только одну АЭС мощностью в 100 мегаватт.

Время для своего сенсационного заявления Агазаде выбрал удачно. Оно прозвучало уже после того, как Москва и Вашингтон озвучили свои позиции относительно начавшихся поставок ядерного топлива на атомную электростанцию в Бушере из России. Они сообщили, что с поставками топлива созданы необходимые условия, которые позволят Ирану выполнить требования резолюций Совета Безопасности ООН и рекомендации МАГАТЭ «для восстановления доверия к мирному характеру иранской ядерной программы».

Кроме того, было сказано, что у Ирана нет объективной необходимости в собственном предприятии, специализирующемся на обогащении, поскольку станция «Бушер» по условиям контракта обеспечена российским топливом на весь срок эксплуатации.

Тегеран не преминул воспользоваться шансом, появившимся после таких примирительных заявлений Вашингтона, сообщив, что, оказывается, самостоятельно  строит еще одну АЭС, для которой сам будет производить топливо. Теперь формально он прав, заявляя, что поставки ядерного топлива на АЭС «Бушер» не связаны с его ядерной программой. Судя по всему, иранское руководство держало АЭС в Дарховейне (именно об этой станции и идет речь) в тайне как козырную карту. Другое дело, достаточно ли будет этой «формальности», чтобы избежать санкций.

В персидском языке есть пословица, которая как нельзя лучше подходит к ситуации с АЭС в Дарховейне: хитрая утка попадает в два силка. То же самое может ожидать и Иран.  

Есть одно «но», о котором Тегеран почему-то предпочитает умалчивать. В соответствии с ДНЯО (Договором о нераспространении ядерного оружия) и гарантиями МАГАТЭ иранская сторона была обязана поставить агентство в известность о проводимых им работах на АЭС. Тегеран не мог этого не знать. Скорее всего, сценарий с АЭС в Дарховейне – его очередная маленькая уловка. Ведь если выяснится, что Иран действительно проводил какую-то работу в тайне от МАГАТЭ, то санкций не избежать.

Между тем реакция США на достигнутую договоренность между Россией и Ираном по поставкам топлива на АЭС в Бушере неоднозначна: если американская администрация ее приветствовала, то экспертное сообщество в очередной раз обвинило Москву в «сговоре с Тегераном».

Так газета «Нью-Йорк Таймс» расценила поставку первой партии низко обогащенного урана в Бушер чуть ли не как удар по престижу США. Журналисты считают, что американская администрация, поддержав российские поставки в Бушер, проиграла «долгую битву с Россией». Теперь, дескать, «иранская шестерка» лишена возможности продемонстрировать Тегерану свою решимость наказать его за отказ заморозить программу обогащения урана.   

Зачем же влиятельной газете преждевременно посыпать голову пеплом, тем более не свою, а администрации президента? Оказывается, как заявили «Нью-Йорк Таймс» в частных беседах дипломаты и представители администрации, «решение России поставить ядерное топливо – это поддержка Ирана».

Бедная Россия. Не далее как в декабре прошлого года Москва поддержала санкции против Ирана, и ряд российских экспертов обвинили ее в антииранском сговоре с США. Теперь же в поставках ядерного топлива Ирану, тем более по согласованию с Вашингтоном, при желании можно увидеть что угодно – в том числе и хорошо разыгранный Россией и Тегераном спектакль. Было бы желание, и в этот сценарий легко впишутся и американская ПРО в Европе, и ситуация вокруг Косово. –0—

Петр Гончаров, политический обозреватель