Доллар просят подвинуться
ЕРЕВАН, 28 декабря. /АРКА/. Финансисты с Уолл-стрит, главы центральных банков и российские пенсионеры в течение всего уходящего года нервно следили за падением курса доллара. Итоги таковы: за 2007 год доллар упал на 10% по отношению к евро, а за последние шесть лет курс американской валюты снизился по отношению к европейской почти на 40%. Однако это не самое главное, что происходит с долларом. Более важной тенденция – это то, что он теряет свое привилегированное положение как главное расчетное средство и мировая резервная валюта. Америка постепенно, но необратимо теряет один из важнейших инструментов своего влияния в мире.
После окончания Второй мировой войны надежный доллар являлся результатом и символом мощи Америки в мире, веры в ее будущее. Положение доллара в качестве доминирующей валюты обеспечивало США существенные преимущества перед остальными странами. Заинтересованность различных экономических игроков в приобретении долларов и государственных облигаций США позволяло Америке жить в долг, покупая больше, чем продавая. Причем расплата по этому долгу откладывалась до тех пор, пока доллар сохранял свою привлекательность для других стран в качестве резервной валюты.
Ослабление доллара ставит под вопрос его дальнейшее использование в качестве основного резервного средства. Решение о том, в какой форме хранить свои накопления, принимается центральными банками с учетом степени надежности и доходности валюты и соответствующих ценных бумаг, а они, в свою очередь, отражают состояние экономики той или иной страны. В последнее время доверие к доллару по этим критериям падало.
Однако угроза потери американской валютой мирового лидерства является результатом гораздо более глубоких процессов, чем временные трудности экономики США. Преодоление экономических проблем и стабилизация доллара могут замедлить, но не способны обратить вспять начавшийся распад долларовой системы. Пересмотр роли американской валюты – это неизбежное и закономерное следствие изменения баланса мировых экономических сил и его смещения в пользу новых центров. Если в 1945 году доля США в мировом ВВП составляла 35%, то в настоящее время она не превышает 21%. Нет сомнений, что удельный вес американской экономики в мире будет продолжать снижаться.
Слова о том, что «когда американская экономика чихает, остальной мир болеет» уже не в прежней степени соответствуют реальности. Локомотивом мирового развития становится Азия. Большинство экспертов сходится во мнении, что возможный спад в США будет компенсирован быстрым ростом других крупных стран, в том числе Китая, Индии, России, Бразилии, а потому не вызовет серьезных отрицательных последствий для мировой экономики.
Уже в 1999 году введение единой европейской валюты предвещало отступление доллара, поскольку фактически означало появление реальной альтернативы в виде евро. На рубеже 2002 – 2003 годов евро стал стоить дороже доллара. Для инвесторов это явилось знаком, что европейская валюта может использоваться как средство диверсификации их накоплений. В средне-долгосрочной перспективе позиции европейской валюты будут укрепляться благодаря расширению и консолидации финансового рынка ЕС. Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен уверен, что в ближайшие годы евро будет все больше теснить доллар и постепенно станет либо равноправной, либо основной резервной валютой.
По данным МВФ, доля доллара в общемировых валютных запасах составляет на сегодня 65% по сравнению с 80% в начале 90-х годов. Еще в 2006 году крупнейший держатель долларовых активов, Китай, скупал более трети всех выпущенных американским казначейством ценных бумаг, а в 2007 году он их уже распродавал.
В обозримом будущем доллар останется ключевой валютой благодаря все еще высокой доле США в мировом ВВП и хорошо развитой финансовой системе. Однако его единовластию приходит конец, как и мировому лидерству США. Мы движемся не только к многополярному, но и многовалютному миру. Скорее всего, международная финансовая система в будущем будет опираться не на одну или две, а на несколько наиболее значимых валют, в том числе доллар, евро, юань, йену и, возможно, рубль. Этот переход будет плавным, поскольку страны, хранящие значительные части своих резервов в американской валюте, заинтересованы в их диверсификации, но не хотят обвала доллара, который ударил бы по ним еще больнее, чем по самим США.—0--
Галина Зевелёва, кандидат экономических наук, для «РИА Новости»