Клуб экспортеров рапсового масла
ЕРЕВАН, 22 января. /АРКА/. Тема завтрашней встречи в Давосе - возможный мировой экономический кризис. Эксперты форума в сотрудничестве с Citigroup, Marsh & McLennan Companies (MMC), Swiss Re, Wharton School Risk Center и Zurich Financial Services подготовили доклад о рисках будущего года (Global Risks-2008), в котором утверждается, что в 2008 году мир столкнется с самым высоким уровнем экономических и политических рисков за последнее десятилетие. В частности, вероятность обвала цен на недвижимость и другие активы в США, Великобритании и Европе, который приведет к падению потребления и рецессии, эксперты оценили в 4,5 балла, а ущерб от этого - в 5 баллов.
Трудно спорить с таким прогнозом. Фондовые рынки на Западе лихорадит. Цены на нефть перевалили за 100 долларов за баррель, а на золото - подходят к 1000 долларов за тройскую унцию. Мир постепенно избавляется от долларовых активов. И сразу возникают вопросы, которые в той или иной степени получили отражение в докладе Форума. Перейдет ли спад экономики США в полномасштабную рецессию? Захватит ли этот процесс Европу? Смогут ли экономики Азии и других развивающихся регионов продолжить рост, если захлебнется экспорт на западные рынки?
Конечно, можно говорить о чрезмерной самоуверенности западных специалистов, не заметивших или, скорее всего, не пожелавших заметить предстоящего кризиса, не учитывающих глобальных изменений в мировой экономике. Но нельзя же проблемы Америки сводить к ипотечным неурядицам. В Америке растет безработица, снизился уровень жизни, упало потребление, что уже грозит и производству. Как известно, нынешняя администрация, столкнувшись с угрозой рецессии, рассматривает возможность введения налоговых вычетов для физических лиц, чтобы поощрить расходование, а также налоговых льгот для корпораций, чтобы поощрить инвестиции.
Короче, стараются "растормошить" финансовую систему, испытывающую нехватку ликвидности, как это, кстати, уже делалось в самом начале президентского срока г-на Буша. Правда, первая же попытка ввести налоговые вычеты вызвало бурную реакцию на американском фондовом рынке, ударило по стоимости акций. Как тут не вспомнить предупреждения Алексея Кудрина об опасности выброса на рынок лишних, "дутых" денег, которое требуют от него охотники до средств Стабфонда.
Впрочем, пока рано говорить о рецессии американской экономики, хотя терапия Буша, скорее всего, не переломит тенденции. Более того, оба претендента на президентский пост от Демократической партии собираются действовать в том же ключе. Барак Обама предложил план стимулирования американской экономики на общую сумму в 120 млрд долларов. Рецепт Хиллари Клинтон несколько дешевле: до 70 до 110 млрд для незамедлительной помощи сотням тысяч семей, пострадавших в результате кризиса на рынке ипотечного кредитования, и так далее. Но лично у меня нет сомнений, что американская экономика сумеет выйти из кризиса, что временное падение роста ВВП и производства не разрушит самую мощную и диверсифицированную экономику в мире.
И все же кризис ликвидности, захвативший крупнейшие банковские системы мира не пройдет бесследно, доверие людей к банкам, а банков - к своим заемщикам достаточно подорвано, что, безусловно, скажется на объемах инвестиций и вкладов, на процентных ставках, а в итоге может сказаться и на мировых темпах роста. Известно, например, что сейчас затраты ведущих европейских финансовых учреждений на заемный капитал превысили стоимость капитала для их клиентов, впервые с тех пор, как рынок корпоративных облигаций набрал критическую массу в 2000 году. А это означает, что кредитная и вообще финансовая политика банков может существенно измениться. Уже поговаривают о том, что многие западные финансовые светила не приедут в Давос, чтобы "не светиться", поскольку у них нет пока ответа на эти острые вопросы.
Что касается экономик развивающихся стран. В этой связи хочется отметить парадоксальность нынешнего витка глобализации, особенно, в той трактовке, которую применяют наши западные коллеги. Ведь говоря о глобализации экономики, а следом за ней и всей современной цивилизации, они имели в виду проникновение западного (американского, европейского, японского) бизнеса в экономику всех или почти всех стран. Случилось же так, что время породило "новых богачей". Прежде всего, в странах Персидского залива, Юго-Восточной Азии, а также так называемой группы БРИК (Бразилия, Индия, Китай и Россия). "Новые" в последние годы стали нетактично указывать "старым богачам", что игра по их же правилам дала новичкам шанс стать обладателями гораздо большего куска экономического пирога, нежели раньше.
Деньги из национальных фондов благосостояния, вышедшие на мировой фондовый рынок, потребовались "старым богачам" для решения их экономических проблем, но оказались ненужными при покупке собственности. Рискну предположить, что это и стало одной из причин, усугубивших банковский кризис, начавшийся летом прошлого года вокруг ипотечных неплатежей в Америке. Финансовый голод легче было утолить при помощи займов из новых стран, а это означало бы смену собственников, на что нынешняя деловая элита Запада не пошла и не скоро пойдет.
Но великая антикитайская стена, которую спешно сооружают в США (кстати, она же - и антироссийская, и антиарабская), не защитит от глобальных процессов перемещения деловых центров из традиционных в новые. Скорее всего, будут найдены и способы использования заемных средств без угрозы суверенитету, и другие компромиссы. Не случайно многие ведущие фирмы мирового банковского сектора устремляют взгляды на Восток в поисках свежих капиталов, хотя правительства стран Запада продолжают говорить о политических последствиях таких тенденций.
Кстати, политические мотивы звучат как раз в их выступлениях, касаются ли те обвинения стран-экспортеров нефти и России персонально в использовании "энергетической дубинки", навязывании полуколониальной Энергетической хартии или требования ОПЕК действовать по американским законам. Такая конфронтация была бы очень даже чувствительна для российской экономики, которая только-только начинает слезать с нефтяной иглы. Пока мировая цена на нефть растет, в 2008 году она перевалит за 100 долларов за баррель, достигнет примерно 125 долларов к концу года. Но нельзя, во-первых, настолько зависеть от нефти, а во-вторых, надеяться на прямолинейное развитие мировой экономики.
Недавно развитые страны пригрозили ОПЕК, что могут снизить уровень потребления нефти. Резкого спада, конечно, в ближайшее время не будет, однако, применение альтернативных источников растет. Причем, в самых различных отраслях. Так, уже в феврале самолет Boeing 747 совершит перелет из Лондона в Амстердам на биотопливе. Об этом заявила буквально на днях британская авиакомпания Virgin Atlantic. Удачный эксперимент может повлечь увеличение производства биотоплива. Что ж, никто не возражает, если западные страны, преуспевшие в производстве топлива из кукурузы и рапса, создадут свою Организацию производителей рапсового масла и начнут конкурировать с углеводородами.
Правда, в Давосе все же речь-то пойдет о самом наболевшем, о финансах, а энергетическая проблема остается на втором плане. Но пока альтернативные источники представляют угрозу скорее не производителям нефти, а поставщикам продовольствия. С увеличением производства биотоплива начнется бурный рост цены на продовольствие - часть сельхозкультур пойдет на переработку, а не на еду. К тому же и посевные площади не бесконечны. Мы знаем, как соя, идущая на экспорт в США, вытеснила из оборота традиционную для Бразилии фасоль. Так что развитие биотопливных заводов может резко повысить цены на корма, а за ними - и мяса. И в докладе о рисках 2008 года продовольственная проблема тоже обсуждается. Вероятность серьезной нехватки продовольствия для бедных в 2008 году эксперты ВЭФ оценивают в 3 балла. Вроде бы немного, но речь в данном случае идет о жизни более 1 миллиона человек.
Для России это выглядит не так трагично. Но все же представьте такой поворот развития России - нефть дешевеет, нефтедолларов становится меньше, а цены на мясо, молочные продукты и прочее, чего мы сами производим явно мало - растут. Может случиться так, что приток нефтедолларов вообще ослабеет. Сокращение сальдо нашего внешнеторгового баланса наблюдалось весь 2007 год, по последним данным объем уменьшился на 8,5% - до $128,7 млрд. Если так будет продолжаться, то нулевое сальдо может возникнуть в 2012-2013 году. У нас не так много времени, чтобы перестроить свою экспортную политику, предложить мировому рынку нечто стоящее, кроме нефти, газа и прочей пеньки. Тем более что финансы для реструктуризации экономики есть. Они и в Стабилизационном фонде, и в золотовалютных запасах страны, и в том доверии, которое оказывает нам мировое финансовое сообщество, охотно дающее кредиты и вкладывающее огромные инвестиции в нашу экономику.-0-
Владимир Мытарев, независимый журналист специально для РИА-Новости