«Ягуар» и «Лэнд Ровер» с привкусом карри
ЕРЕВАН, 27 марта. /АРКА/. Две самые известные автомобильных марки Британии и самые знаменитые «плейбой» и «фермер» автомобильного мира – «Ягуар» и «Лэнд Ровер» – поменяли хозяина. На Британских островах не было по этому поводу особого возмущения только потому, что «фамильное серебро» (золото – это, конечно, «Роллс-Ройс») британской автомобильной промышленности уже не в первый раз переходит из рук в руки. Была, можно сказать, лишь некоторая оторопь по поводу того, что Jaguar и Land Rover (в год 40-летнего юбилея последнего) купил индийский промышленный конгломерат Tata. Не очень, конечно, приятно было видеть такую «колонизацию наоборот», но ничего поделать с этим англичане уже не могли, поскольку Jaguar/Land Rover уже давно были собственностью американского «Форда».
Собственно «Форд» и прекратил мыканья двух марок, когда объединил их в одну группу, купив сначала Jag у англичан в 1990-м, а потом Land Rover у баварского BMW в 2000-м. После шести лет владенья немцы были рады расстаться с маркой, которая хоть и продавалась неплохо, но имела столько дефектов, что ее окрестили в концерне «английским пациентом». У фордовцев Land Rover получил хорошие «перетяжки» и пошел в гору, но в компании зря думали, что у «фермера» вырастут крылья и он поднимет на них плохо продававшийся «Ягуар». Рожденный, как говорится, пахать, летать не может…
«Форд» начал активно искать покупателя еще девять месяцев назад. Наконец, нашел. Вся свершившаяся в самом конце марта сделка (сторонам предстоит еще урегулировать мелкие вопросы) - прекрасная иллюстрация того, как и что меняется на мировых автомобильных рынках и какие новые игроки появляются во всемирном автопространстве.
«Форд» расстался с «англичанами» за сумму, составляющую лишь треть от денег, которые были первоначально уплачены за покупку. Он выложил за «Ягуар» и «Ровер» в общей сложности 5,2 миллиарда. И это, заметьте, были доллары 1990 и 2000 годов. А получит за них чистыми только 1,7 миллиарда сегодняшних долларов, поскольку из объявленной общей суммы сделки в 2,3 миллиарда «Форд» обязался 600 миллионов долларов внести в пенсионный фонд рабочих Jaguar/Rover.
Уже сам факт того, что американский концерн так легко согласился избавиться от своего «английского пациента» говорит, что его покупка вообще была ошибочной. Старина Генри Форд наверняка очень круто обошелся бы с нынешними менеджерами созданной им компании. Второй по величине автомобильный концерн Америки в самом прямом смысле слова с покупкой «Ягуара» и «Лэнд Ровера» откусил гораздо больше, чем мог проглотить. С этими двумя марками произошло по сути то же самое, что был вынужден сделать «Форд» с купленным у Англии же Aston Martin. Последний пришлось продать на Ближний Восток. Руководство «Форда» сейчас якобы подумывает, не расстаться ли ему и с еще одним европейцем – «истинным шведом» - Volvo. С освобождением от английских «плейбоя» и «фермера» у него, правда, появится больше пространства для маневра. В результате пока «Вольво» еще поживет с «Фордом». Но даже это не самое главное.
Самое главное в том, что у мирового рынка явно начинают обозначаться новые поставщики из стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай). У каждого из четверки свой стиль внедрения в сферы, где их присутствия еще лет 20 назад даже не предполагалось. Бразилия и Россия здесь – в основном, увы, «отверточники». Причем у нашего отечества достижения здесь самые малые, хотя мы с подачи правительства каждый год «открываем новые страницы развития автопрома». Россия в 2007-м произвела всего 1,3 миллиона легковых машин. Бразилия сделала 3 миллиона. По сравнению с Китаем, который уже собирает почти 5,7 миллиона в год, наши объемы (особенно с учетом потенциала страны) – это крохи.
Главная проблема у Поднебесной пока была в том, что она работала с «чужим материалом». Но теперь резко меняет «ориентацию» и переходит на производство машин по лицензиям или создает свои машины на базе европейских или японских стариков. Если Китай пойдет по тому же пути, по какому он пару десятков лет назад пустил свою «тяжелую автопромышленность» - грузовики, бульдозеры, подъемники, то мировым грандам придется очень скоро потесниться. По прогнозам Всемирной ассоциации производителей автомобилей, через 3 года Китай наверняка обойдет всех мировых производителей и будет передовой автодержавой с производством 6 миллионов авто ежегодно. Свои автомобильные заводы Китай уже начал не далее как в марте создавать в России в Подмосковье.
Индия избрала собственный, «четвертый путь». Несколько лет назад можно было подумать, что страна слонов и факиров, при совершенно бедном населении, на собственные рынки рассчитывать не может, а при отсутствии квалифицированной рабочей силы, рассчитывать на производство машин на экспорт не должна. Но так думали только те, кто не знал Индию. Как видно на примере Tata, она готова скупать уже действующие заводы за рубежом и сразу внедряться на иностранные рынки. Благо деньги у ее компаний есть. Tata –сегодня крупнейший промышленный концерн страны с капитализацией в 56 миллиардов долларов, а число рабочих на заводах в 80 странах мира превышает 300 тысяч человек. В 2000 году она, кстати, уже купила одну из крупнейших английских пищевых компаний Tetly Tea и англо-голландскую металлургическую Corus. И с помощью последней стала пятым крупнейшим производителем стали в мире.
Заводы «Ягуар» и «Лэнд Ровер» в Англии с покупкой не закроют. Их по-прежнему будут производить англичане. Только аромата карри в них станет чуть побольше.—0--
Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости