Планете угрожает самый страшный кризис – голод
ЕРЕВАН, 16 апреля. /АРКА/. Еще совсем недавно главной проблемой мировой экономики казался кризис, поразивший глобальные финансовые рынки. Однако буквально с каждым днем нарастает угроза намного более понятного каждому человеку кризиса – продовольственного. Он может оказаться куда более опасным, чем финансовые катаклизмы, так как грозит социальными взрывами по всему миру. Всемирные организации уже бросают экстренную гуманитарную помощь беднейшим странам, чтобы предотвратить продовольственные бунты. Но предложить долгосрочное решение проблемы сейчас, похоже, не может никто.
Причиной как финансового, так и продовольственного кризисов стал экономический сверхоптимизм последних лет и неумение прогнозировать новые глобальные вызовы. С начала нового века мировая экономика поступательно росла высокими темпами. Вместе с этим ростом уверенно росли и доходы, особенно на таких огромных быстрорастущих рынках, как Китай и Индия. Однако увеличение доходов в итоге обернулось резким ростом цен на сырье всех видов, в том числе на энергоносители (которые входят в стоимость практически любого товара) и сельхозпродукцию. Так, за последний год цены на углеводороды выросли на 60%, а на рис и пшеницу - в 2 раза. В конечном счете, эти факторы привели к резкому подорожанию продуктов питания, которое началось в прошлом году и продолжается до сих пор.
Ситуацию усугубляет тот факт, что многие годы в целях предупреждения энергетического кризиса огромные ресурсы вкладывались в производство биотоплива из сельхозсырья. Производство биотоплива само по себе довольно затратно, и поэтому не всегда оправданно с экономической точки зрения. Но, кроме того, оно изымает с рынка продовольствия значительные ресурсы, что еще больше ускорило подорожание продуктов питания.
Беднейшая же часть населения планеты, в первую очередь, в слаборазвитых странах, не способная покупать подорожавшие продукты, оказалась поставлена на грань выживания. Как свидетельствует Всемирный банк, нынешний кризис может означать семь потерянных лет в борьбе с бедностью и голодом во всем мире.
Масштабное обнищание населения грозит социальными взрывами. Волна массовых беспорядков, вызванных подорожанием продовольствия, уже прокатилась по таким странам Африки, как Египет, Камерун, Кот-д’Ивуар, Мавритания, Мадагаскар, Эфиопия, а также по другим регионам мира. Голодные бунты – на острове Гаити на Карибах и на Филиппинах в Юго-Восточной Азии. По оценке генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Жака Диуфа, нужно ожидать новых голодных бунтов, в том числе во многих странах Азии, включая экспортеров продовольствия.
Относительный оптимизм вселяет только то, что, как и в случае с кризисом на финансовых рынках, мировые лидеры осознают масштабы проблемы и готовы действовать незамедлительно.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon), выступая 14 апреля в нью-йоркской штаб-квартире этой всемирной организации, не в первый раз подчеркнул, что продовольственный кризис достиг масштабов стихийного бедствия.
Он призвал мировое сообщество предпринять не только краткосрочные неотложные меры для предотвращения голода в мире, но и к существенному увеличению производства продуктов питания, чтобы решить эту проблему в долгосрочной перспективе. К незамедлительным действиям по сдерживанию роста цен на продовольствие и предотвращение голода призвал и глава Всемирного банка Роберт Зеллик (Robert Zoellick). Он подчеркнул, что проблема высоких цен на продовольствие станет одной из основных, которую министры финансов государств «Большой восьмерки» обсудят в июне в Токио, но «деньги нужны уже сейчас, чтобы накормить голодных людей».
Подобные неотложные меры уже предпринимаются. К примеру, Всемирный банк направляет на Гаити $10 млн для борьбы с голодом. Всем же беднейшим странам для немедленного реагирования на их проблемы, по оценке Зеллика, необходимо выделение $500 млн до 1 мая 2008 года. Президент США Джордж Буш, обеспокоенный масштабными социальными беспорядками на планете, распорядился срочно выделить $200 млн помощи беднейшим странам, испытывающим нехватку продовольствия, по каналам федерального Агентства международного развития США.
Что же касается долгосрочных мер по борьбе с бедностью, то тут пока все выглядит весьма размыто. Очевидно, что для снижения цен на продовольствие, надо увеличить сельхозпроизводство, в первую очередь, в беднейших странах. Но на вопрос, как это сделать на практике, мы слышим только общие слова. Пан Ги Мун заявил, что для этого надо открыть слаборазвитым странам доступ к ресурсам, инвестициям и технологиям. Однако эти призывы звучат уже не одно десятилетие, а бедные страны их так и не получают. Во Всемирном банке о неких среднесрочных и долгосрочных проектах по оздоровлению сельского хозяйства в развивающихся странах также твердят не первый год без особого успеха.
На фоне экстренных мер, предпринимаемых международными организациями, для того чтобы помочь беднейшим слоям населения во всем мире не умереть с голоду, можно только удивляться олимпийскому спокойствию некоторых членов правительства России, где около 15% населения живет за чертой бедности.
В нынешней ситуации министр финансов России Алексей Кудрин на заседании Комитета по развитию ВБ и МВФ в Вашингтоне 13 апреля выразил лишь опасение существенным ростом цен на продовольствие. По его оценке, это снижает покупательную способность бедных слоев, оказывает негативное влияние на платежные балансы и устойчивость налоговой сферы развивающихся стран. При этом российский министр отметил, что «в среднесрочной перспективе рост цен на продовольствие позволит стимулировать инвестиции в сельское хозяйство». Более того, на взгляд Кудрина, «рост цен на основные товары и продовольствие можно рассматривать как появление новых возможностей». Видимо, для беднейших стран эти новые возможности проявятся в виде получения помощи от богатых стран-доноров.
Напомним, что в прошлом году российские власти в буквальном смысле проглядели скачок цен на продовольствие. В результате, к их изумлению, инфляция в России в 2007 году составила не ожидавшиеся 8%, а все 12%. Тогда российское правительство не придумало ничего лучшего, как заключать с крупными продуктовыми сетями соглашения о замораживании цен на некоторые виды товаров. Эта мера в условиях рыночной экономики крайне неэффективна, не говоря о том, что нарушает собственное российское антимонопольное законодательство.-0-
Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости