Рейтинг@Mail.ru
USD
396.56
EUR
413.89
RUB
3.71
GEL
141.38
пятница, 3 января 2025 г.
погода в
Ереване
0

Китай в очередной раз будет первым в мире

05.05.2008, 23:18
Китай вновь заставил человечество задуматься, когда Всемирный банк подсчитал итоги развития стран и народов за 2007 год и выяснил, что в ушедшем году Китай обогнал вторую экономику мира, Японию, и вышел на финишную прямую перед экономическим лидерством.

ЕРЕВАН, 5 мая. /АРКА/. Китай вновь заставил человечество задуматься, когда Всемирный банк подсчитал итоги развития стран и народов за 2007 год и выяснил, что в ушедшем году Китай обогнал вторую экономику мира, Японию, и вышел на финишную прямую перед экономическим лидерством. «Порвать» теперь осталось только США.

Речь об объеме валового национального продукта, подсчитанного по особой, альтернативной системе – по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты, а не по ее биржевому курсу по отношению к другим валютам. Известно, что на один доллар в Китае – если обменять его на юани - можно купить гораздо больше риса, мяса и рубашек, чем на родине доллара. То есть подсчет по принципу ППС идет на основе реальной экономики – этакий гамбургский счет, более четко показывающий, кто есть кто в мире.

Цифры здесь такие: в 2007 году китайцы произвели товаров на 24,66 триллионов юаней, то есть на 3,38 триллиона долларов. Но, переведенные в рис и рубашки (или «Биг Маки», которые в Китае сегодня можно съесть где угодно), эти юани, оказывается, могут купить на территории Китая больше, чем произвела в том же году Япония.  

И это не все. Только что вышедший майский номер «Гарвард бизнес ревью» помещает статью главы Китайского центра экономических исследований Пекинского университета Линь Ифу, который утверждает, что по ППС в 2030 году Китай Америку не просто обгонит – он к этому году будет производить в 2,5 раза больше, чем США. Это если ничего неожиданного не случится, если юань будет и дальше расти, а доллар падать, и если Китай (и весь мир) будут развиваться так же, как сейчас.

Развитие такое возможно. Его продемонстрировала Япония после 60-х годов. А по уровню развития Китай сейчас как раз и напоминает Японию тех лет, при ВВП на душу населения в 2 556 долларов по итогам 2007 года.
 
По другим системам подсчета – на основе соотношения курсов валют – Китаю еще надо обогнать Германию и ту же Японию, а до США ему еще относительно далеко. Но пекинский локомотив все равно идет быстрее всех остальных.

Уже более 15 лет экономический мир только тем и занят, что выясняет, действительно ли с Китаем (и с нами) произойдет такая забавная история. Хватит ли на планете для этого нефти, например, или же китайцы что-то придумают в стиле их конкурентов за мировое экономическое лидерство – индийцев. Который добились своих нынешних успехов благодаря не промышленному производству, как КНР, а делая интеллектуальный продукт – программное обеспечение.

А мир политический занят выяснением хорошего вопроса – что же это будет, если китайцы окажутся первыми.

Здесь надо бы добавить слово «опять». Потому что страна, несколько тысячелетий стоящая на первом месте в мире по населению, была первой экономикой мира уже несколько раз в течение мировой истории.

Разобраться, кто был первым в каком-нибудь 8-м или 18-м веках, как ни странно, можно по той же самой системе покупательной способности национальной валюты. Дело в том, что налоги – которые тщательно фиксировались при всех королевских дворах – брались деньгами и натурой, и не так сложно представить себе, сколько стоили в том или ином веке рис или простой шелк. В России исследования на эту тему ведет Виталий Мельянцев из Института стран Азии и Африки.

За пределами России тоже есть специалисты по этой теме. В их работах можно прочитать, что Западная Европа примерно к 1000-му году в полтора-два раза отставала от Китая, Индии и других цивилизованных стран по ВВП на душу населения. Но догнала их, по одним данным, на рубеже 18-19 веков, по другим – на полтора столетия раньше. Так что когда Наполеон говорил «Китай спит, и пуст спит. Горе, когда проснется» - он исходил из точной оценки тогдашнего военного потенциала этой страны.

Далее же в Китае был системный кризис, занявший весь 19-й век и большую часть 20-го. В то время как на Западе была промышленная революция. А сейчас мир возвращается к своему прежнему состоянию – к нормальности.

Здесь есть смысл вспомнить, что далеко не всякие империи захватывали мировое экономическое лидерство путем войн, убийств и вымогательства. Британская империя – да, испанская или неудавшаяся португальская – да. Индия – нет, Китай – нет. Эти два гиганта, наоборот, все тысячелетия своей истории оказывались объектами захватов, в самих же этих двух цивилизациях заложен какой-то странный геном неагрессивности. Иногда кажется, что для них окружающий мир представлялся не слишком реальным, и не очень нужным. Это же относится к иранской империи, которая, раз сформировавшись (военным, естественно, путем), не пыталась больше никого завоевывать. Наоборот – было.

Причиной этого странного феномена была, конечно, экономика древности, когда передвижения по земной и водной поверхности были затруднены. Новые изобретения в этой сфере были сделаны западной цивилизацией, которая как раз тогда находилась в «захватнической» стадии развития.

А что будет сейчас, когда цивилизация создала единую глобальную экономику, основа которой – информатика, а не механика? Сработают ли в новой обстановке заложенные тысячелетиями мирные культуры древних цивилизаций?

Пока что во внешней политике и Китай, и Индия ведут себя до странности осторожно, неагрессивно, и оживляются по-настоящему, только когда речь заходит о поставках в эти страны нефти и газа. То есть настроены так же оборонительно, как и тысячу или полторы тысячи лет назад. Дальше – мировая история покажет.

В любом случае правильно, что один из двух первых своих зарубежных визитов избранный президент России Дмитрий Медведев совершит в Китай. Не зная эту страну, в мировой политике сейчас делать нечего.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель «РИА Новости»