Рейтинг@Mail.ru
USD
396.56
EUR
413.89
RUB
3.71
GEL
141.38
четверг, 2 января 2025 г.
погода в
Ереване
+3

Россия съедает все свои нефтяные средства

03.06.2008, 01:29
Всемирный банк сказал то, о чем в последнее время говорить в России было не принято: экономика страны перегрета. Не то чтобы кто-то кого-то боялся – просто молчали.

ЕРЕВАН, 2 июня. /Новости-Армения/. Всемирный банк сказал то, о чем в последнее время говорить в России было не принято: экономика страны перегрета. Не то чтобы кто-то кого-то боялся – просто молчали. Потому что заявляемые макроэкономическими властями и просто властями цели были одна другой краше. Социально ориентированные с одной стороны и направленные на всеобъемлющее улучшение условий ведения бизнеса. Вот только противоречащие друг другу.

Суть представленного в понедельник 2 июня доклада Всемирного банка примерно такова: российская хозяйственная машина не справляется с набранной скоростью. Не надо даже ждать крутого поворота, чтобы свалиться в пропасть: с такими темпами роста госрасходов и макроэкономической политикой такого качества машина эта задымит и остановится даже без резкого падения цен на нефть.
Это резко контрастирует с ноябрьским 2007 года докладом того же ВБ (специалисты этой организации традиционно оценивают экономику России дважды в год). Тогда – сдержанный оптимизм. «Сохраняются высокие темпы роста»; «бурный рост в секторах, ориентированных на внутренний спрос», «инфляция в 2008 году составит 7,5%». Были, правда и звоночки: «экономика растет на пределе своего потенциала»; «продолжается инфляционное давление».

Понедельничный доклад главного экономиста Всемирного банка по России Желько Богетича – это уже не звонок, это колокол. Инфляция по итогам года – от 12 до 14%, рост ВВП – от 7,5 до 8%. Казалось бы, очень неплохо. Но. «Совокупность факторов, включающих неослабевающую инфляцию, повышение степени загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, усугубление инфраструктурных ограничений и опережающий рост реальной заработной платы по сравнению с ростом производительности труда, позволяет сделать вывод о перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности экономики», - сказано в докладе ВБ.

Тезис этот, учитывая его загруженность терминами, требует перевода. Ведь что такое перегрев экономики? Это такое состояние хозяйства, при котором оно (хозяйство) не способно удовлетворить спрос на его продукцию.

Спрос подпитывается увеличением доходов – как через повышение зарплат работников бюджетной сферы, так и через рост пенсий и других социальных выплат. Производственно-торговая же машина, призванная этот спрос удовлетворять, не способна этого сделать по определению. Ведь если одномоментно увеличить все зарплаты в стране в пять раз, количество производимых в стране товаров и услуг от этого не прибавится. Увеличится только инфляционное давление: то есть цены будут расти все быстрее и быстрее.

Одновременно возрастет спрос на импортные товары. Что, кстати, в последнее время и происходит: экспорт, несмотря на сумасшедшие цены на энергоносители, растет медленнее импорта, и уже очень скоро, через год или два, даже без падения нефтяных цен, Россия вступит в период отрицательного счета текущих операций (то есть импорт превысит экспорт).

Вот как это описывают авторы доклада ВБ: «К концу горизонта планирования (к 2040 г.) и в отсутствие изменений текущей политики получается, что Россия съедает все свои нефтяные средства и другие валютные активы, имеющиеся у нее в начале периода, выходя на нулевой чистый долг. Затем Россия снова наращивает долг по мере увеличения общей суммы долга в ситуации, когда нефтяной фонд начнет сокращаться, поскольку к тому времени бюджетные трансферты из него будут превышать нефтяные доходы».

А происходит это все на фоне (и по причине) усиления роли государства во всех отраслях и увеличения госрасходов. Что, вкупе с запланированным снижением налогового бремени для бизнеса, катастрофично для экономики страны. Потому что доходы экономики от этого планомерно снижаются.
Предложенные экономистами из Всемирного Банка рецепты борьбы с перегревом вполне очевидны: сдерживание инфляции с одновременным осуществлением структурных реформ в институциональной и инфраструктурной сферах.

Но самое любопытное, что нынешние экономические власти ровно об этом и говорят. О мерах по сдерживанию инфляции (и даже кое-что делают, в частности, повышают процентные ставки и резервные требования и смягчают курсовую политику). Об улучшении инвестклимата и деловой среды для малого бизнеса, о снижении барьеров для инноваций (а именно это и есть – требуемые институциональные преобразования). И об инфраструктуре, транспортной и финансовой – чуть ли не во всех последних выступлениях сколь-либо значимые представители власти говорили.

Почему же столь правильные речи, точно повторяющие рекомендации ВБ, приводят страну к тому, от чего эксперты Всемирного банка Россию строго отговаривают? Вот версия: макроэкономическая политика страны строится на взаимоисключающих тенденциях. Это рост госраходов и одновременно – снижение налогового бремени. И теория, и практика не единожды доказали, что госрасходы могут быть высокими (в социально ориентированных странах, вроде Швеции), но тогда и налоговое давление на экономику должно быть достаточно высоким. И наоборот. Снижение налогов дает позитивный экономический эффект лишь если параллельно снижаются госрасходы.-0-

Елена Загородняя, экономический обозреватель РИА Новости