Рейтинг@Mail.ru
USD
396.56
EUR
413.89
RUB
3.71
GEL
141.38
пятница, 3 января 2025 г.
погода в
Ереване
-5

«Страсти» по газу

25.05.2013, 19:02
Темой номер один прошедшей недели в Армении стало грядущее подорожание поставляемого в республику российского газа. Компания «АрмРосгазпром», являющаяся монополистом в сфере поставки и распределения российского природного газа на внутреннем рынке Армении, обратилась 14 мая в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) с предложением повысить действующие тарифы на газ почти на 70%.
«Страсти» по газу
ЕРЕВАН, 24 мая. /АРКА/. Темой номер один прошедшей недели в Армении стало грядущее подорожание поставляемого в республику российского газа. Компания «АрмРосгазпром», являющаяся монополистом в сфере поставки и распределения российского природного газа на внутреннем рынке Армении, обратилась 14 мая в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) с предложением повысить действующие тарифы на газ почти на 70%. 

Компания мотивирует свое решение тем, что цена за 1000 кубометров российского газа с 1 апреля 2013 года составила 270 долларов вместо прежних 180-ти.

С июля по новым ценам

Вопрос тарифов на энергоносители имеет для Армении принципиальное значение, и не случайно, что этой теме было посвящено специальное обсуждение в парламенте. Как заявил в ходе обсуждения в НС председатель КРОУ Роберт Назарян, новые тарифы на газ для армянских потребителей вступят в силу примерно 7-10 июля. 

По его словам, средняя расчетная цена на газ в Армении за 1000 кубометров может составить $311,58 вместо заявленных АрмРосгазпромом $439,65. Для абонентов, потребляющих до 10 тысяч кубометров газа, цена за 1000 кубометров составит 156 тыс. драмов (рост - 18,2%), а для абонентов, потребляющих свыше 10 тысяч кубометров, - $276,98 (рост – 13,9%).

Армянских потребителей ждет еще одно потрясения, поскольку помимо газа вырастут также тарифы на электроэнергию, что опять-таки обусловлено подорожанием цены на газ. В итоге, по словам главы КРОУ, дневной тариф за 1 квт.ч (с 7.00 до 23.00) вырастет на 26%, до 38 драмов вместо нынешних 30 драмов, а ночной тариф составит 28 вместо прежних 25 драмов.

Правительство поможет, но не говорит как

Понимая, какую негативную реакцию вызовет в армянском обществе ожидаемый рост тарифов на газ, правительство поспешило заявить, что будет субсидировать 30% цены от стоимости газа на границе республики, а также окажет помощь социально необеспеченным слоям населения. Однако, за счет каких ресурсов будет осуществлено субсидирование, еще не известно. По словам премьер-министра Тиграна Саркисяна, до окончания переговоров с Газпромом говорить о ценах на газ пока рано. Вместе с тем глава правительства отметил, что цена за поставляемый в Армению российский газ является самой низкой и созвучна цене за голубое топливо в Беларуси. Он также сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры с российской стороной о снятии 30%-ной экспортной пошлины на поставляемый в страну газ, что позволит значительно снизить цены.

В любом случае, правительству очень хотелось бы вовлечь в процесс субсидирования российского собственника, (об этом в парламенте говорил министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян), так как ему принадлежат 80% акций компании «АрмРосгазпром». Что касается второго акционера – в лице армянского правительства, то здесь ждать особенно нечего, поскольку, как отметил Мовсисян, власти не получают никаких дивидендов от своей 20-процентной доли АрмРосгазпроме, направляя все на развитие.

Газ подорожает или уже подорожал?

При этом в ходе обсуждений в парламенте сложилась довольно щекотливая для властей ситуация. Глава КРОУ вольно или невольно выставил в довольно неприглядном свете министра энергетики и природных ресурсов, до последнего утверждавшего, что Армения продолжает платить за российский газ на границе $180 за 1000 кубометров, и что эта цена останется неизменной до тех пор, пока переговоры о цене на газ не завершатся. По словам Назаряна, в заявке АрмРосгазпрома есть четкая формулировка пункта договора, по которому компания с 1-го апреля 2013 года платит Газпрому за 1000 куб.газа на границе $270. Подобная нестыковка дала повод оппозиции обвинить власти в том, что ради успеха на выборах они скрыли от народа эту информацию. «Народ заплатил за свой «выбор» на парламентских, президентских выборах и выборах мэра Еревана», - заявил по этому поводу депутат от Армянского национального конгресса Никол Пашинян.

Иранский газ не заменит российский

Депутатов особо интересовал вопрос, может ли Армения в качестве альтернативы российскому топливу использовать иранский газ , который пока поступает в республику лишь в рамках соглашения с Тегераном «Газ в обмен на электроэнергию». Однако министр энергетики сообщил им, что хоть газопровод Армения-Иран позволяет покрыть все потребности республики в газе, однако даже с учетом подорожания российский газ будет намного дешевле иранского. По его словам, Армения не будет получать газ из Ирана дешевле $370 за 1000 кубометров, с учетом того, что сейчас Иран продает Турции газ за $335 за 1000 кубометров, однако уже со следующего года эта цена возрастет до $440. 

Он также сообщил, что Армении не хватит энергетических мощностей, чтобы покрыть свою потребность в газе за счет обмена электроэнергии на иранский газ.

Министр-оптимист

На этом фоне несколько скрасило картину оптимистичное заявление министра энергетики и природных ресурсов Армена Мовсисяна, заявившего, что повышение тарифов на голубое топливо скажется на экспортоориентированные армянские предприятия, однако не так сильно, чтобы повлиять на их конкурентоспособность.

Иначе думают в самом “АрмРосгазпроме”. Так, заместитель генерального директора компании по финансам и экономике Карен Мовсесян отметил еще в апреле, что повышение тарифов более чем на 10-15% станет пагубным для ряда отраслей армянской экономики, в частности цементных заводов и птицефабрик. 

С ним согласен и председатель Союза отечественных товаропроизводителей Вазген Сафарян, который заявил, что повышение цены на газ приведет к серьезным экономическим убыткам и росту инфляции, и за ним естественно последует общее повышение цен. 

Риски и для “АрмРосгазпрома”

При этом повышение тарифов на газ может негативно отразиться и на самом “АрмРосгазпроме”, так как неизбежно сократятся объемы потребления газа. Как отмечают представители компании, хотя темпы потребления газа в Армении растут, однако они еще не достигли докризисного уровня. В 2012 году потребление газа в республике составляло 1,8 млрд. кубометров, тогда как в 2008 году оно достигало 2 млрд. кубометров. 

По данным компании, объем поставок природного газа из РФ в Армению в январе-марте 2013 года по сравнению с прошлым годом увеличился на 7,8% и составил 667.7 млн куб.м., однако за отчетный период было реализовано 557.7 млн куб.м природного газа, что на 1% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

По сравнению с прошлым годом уменьшились объемы потребления природного газа на 13,6% со стороны населения и на 8,8% - иных потребителей, составив 229.5 млн куб.м и 83 млн куб.м соответственно. 

А пока «АрмРосгазпром» по итогам первого квартала 2013 года возглавляет список 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении, опубликованный Комитетом по Госдоходам при правительстве РА, выплатив за январь-март 2013 года в госбюджет более 13,3 млрд. драмов против порядка 11,9 млрд. драмов в январе-марте 2012 года. 

Запад нам не поможет

Определенная часть общества и экспертов пытаются найти в повышении цен на газ политический подтекст. По их мнению, таким образом Россия пытается вынудить Армению вступить в Таможенный союз, на базе которого планируется создать Евразийский союз. Ведь Россия планирует продавать газ по самым низким ценам лишь странам-участницам Таможенного союза.

В свою очередь, некоторые европейские высокопоставленные чиновники и представители стран-участниц ЕС заявляют, что Евросоюз не сможет подписать договор о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (переговоры о котором планируется завершить до осени) со страной, которая является членом Таможенного союза.

Более того, глава делегации ЕС в Армении Трайан Христеа прямо сказал, что Евросоюз никогда не компенсировал цену на газ даже европейским странам.

В свою очередь, посол США в Армении Джон Хефферн указал на необходимость Армении диверсифицировать источники энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности и покрытия внутреннего спроса. Он отметил, что в Армении имеются альтернативные источники энергии, в частности, гидроэлектростанции.

При этом Хефферн воздержался комментировать политическую роль России в вопросе роста цен на газ, однако отметил, что «это важный общественный вопрос, и подобные процессы должны проходить максимально прозрачно».

Следует также отметить, что ряд оппозиционных депутатов уже озвучили идею, что властям Армении следует в ответ на повышение Россией цены на газ взимать земельную плату за территорию, на которой дислоцирована российская 102-я база в Гюмри. 

Будет ли социальный бунт?

Напряжение, возникшее в обществе в связи с предстоящим ростом тарифов на газ, естественно, не может не озадачивать власти, поскольку в состоянии привести к определенным социальным проявлениям.

По мнению генсекретаря оппозиционной партии «Наследие» Степана Сафаряна, сегодняшняя власть беспомощна и «не может двигать вперед ни страну, ни народ», поэтому необходима смена власти, и к такой смене власти, по его мнению, может привести социальный бунт в связи с повышением цен на газ.

«Стоит заметить, что в Армении таких бунтов никогда не было, но это не значит, что их и не будет»,- сказал Сафарян.

А отличие от генсека «Наследия» , директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян не считает, что подорожание газа, которое автоматически приведет к росту цен и на другие товары, спровоцирует социальный бунт. “ Мне не кажется, что ситуация такова , что люди, абсолютно без какого-то руководства, выйдут на улицу с камнями и начнут громить магазины»,- сказал он. 

Политолог добавил, что в стране существует огромный политически протест, однако нет такой политической силы, которая способна трансформировать его в политический.

Искандарян также не согласен с мнением о том, что возможное повышение тарифов на газ следует расценивать как давление на Армению в контексте ее вступления в Евразийский или Таможенный союзы. -0-

Айк Халатян, специально для агентства «АРКА»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции