Иностранцы, go home! Трамп осуществил свое обещание ограничить трудовую миграцию

ЕРЕВАН, 24 сентября. /АРКА/. Дональд Трамп воплотил в жизнь одно из давних своих обещаний — ограничить трудовую миграцию по визам H-1B для высококвалифицированных иностранных работников, сообщает BBC.
Программа таких виз существует больше 30 лет и обеспечивает кадрами гигантов технологического бизнеса.
В минувшую пятницу Трамп подписал указ, по которому взнос за эту визу вырос в 50 раз и с воскресенья установлен на отметке в 100 тысяч долларов.
«Компании должны решить, достаточно ли ценный это человек для того, чтобы платить 100 тысяч в год правительству США, или следует отправить их домой и вместо этого нанять американца», — заявил Трамп. Беспокойства добавил и министр торговли США Говард Латник, заявив, что эти 100 тысяч буду взиматься раз в год в течение шести лет.
Бизнес запаниковал. Вечером в пятницу Amazon — крупнейший потребитель рабочей силы с такими визами — попросил всех обладателей H-1B оставаться в США и никуда не уезжать, а тех, кто уехал — скорее вернуться.
К тому времени представители Белого дома успели выступить с разъяснениями, сказав, что новые взносы коснутся только тех, кто будет подаваться на визу в будущем и будут взиматься один раз.
Визы H-1B ввели во время президентства Джорджа Буша-старшего в 1990 году. С 2004 года лимит установили на отметке в 85 тысяч виз в год. Их разыгрывают в виде лотереи — очередной раунд распределения виз будет в феврале следующего года.
Как показывают данные американского управления по гражданству и иммиграционным услугам (USCIS), в последние годы спрос на них падал — на следующий финансовый год было подано 359 тысяч обращений на такую визу, и это самый низкий показатель за последние четыре года.
Подавляющее большинство обладателей этих виз - 70%- индийцы. На втором месте — китайцы, на них приходится 12% выданных H-1B. В пятерке государств, чьим гражданам такие визы давали чаще всего, также Филиппины, Канада и Южная Корея.
Но у них число обладателей таких виз исчисляется тысячами, а у КНР и Индии — десятками и сотнями тысяч соответственно.
Чаще всего такие работники нужны хай-теку — две трети виз такого рода выдали в 2023 году на рабочие места в этой индустрии.
Больше всего иностранцев с визой H-1B работают в Amazon, в американских подразделениях индийского промышленно-технологического конгломерата Tata, в Microsoft, Meta, Apple and Google.
«Это решение больше бьет по FAANG (сокращенное обозначение пятерки гигантов хайтека — Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google — Би-би-си) и по тем, кто туда собирается. Конкретно в нашей компании H-1B не самая популярная виза», — говорит один из сотрудников американского стартапа с российскими корнями, попросивший не называть имя и компанию, в которой работает.
Другие сектора, где нужны иностранные специалисты — архитектура, инженерное дело и медицина (соответственно 9,5% и 4,5% всех виз H-1B, выданных в 2023-м).
Консалтинговая компания Stilt подсчитала, что в сумме обладатели таких виз платят около 85 миллиардов долларов подоходного налога и еще 27 миллиардов — в виде социальных отчислений на программы медицинского страхования Medicare.
При этом сами они на это медобслуживание права не имеют — либо из-за того, что не прожили требуемых по условиям 10 лет, либо из-за отсутствия постоянного вида на жительства или гражданства США.
Недовольство приездом иностранных работников, в том числе именно высококвалифицированных, Трамп высказывал давно. Еще в ходе первой гонки за президентский пост он заявлял о необходимости «навсегда покончить с использованием H-1B как программы дешевого труда». Статистики поспорят: даже на старте своей карьеры эти «дешевые» работники получают медианное ежегодное жалование в 94 тысячи долларов, что на треть выше общеамериканского показателя.
Во время первого срока на президентском посту Трампа контроль за выдачей таких виз ужесточили, несмотря на лоббистские усилия гигантов американского бизнеса.
Во время второй предвыборной кампании к этой теме Трамп иногда даже делал реверансы в сторону флагманов американского бизнеса и говорил, что надо облегчить привлечение талантливых работников и может быть даже выдавать им постоянные виды на жительство.
В январе, заступая на пост президента во второй раз, он заявил, что «понимает обе стороны спора» по поводу этой визовой программы.
Это иллюстрируют и разные взгляды среди его сторонников — Стив Бэннон, идеолог первого трамповского срока у власти, выступал за отказ от привлечения иностранных работников, а миллиардер Илон Маск, уроженец ЮАР, наоборот — поддерживал систему виз для ценных кадров. «Причина, по которой я поселился в Америке, вместе со множеством других критически важных [для экономики] людей, тех, кто построил Space X, Tesla и сотни других компаний, которые сделали Америку сильной, — это визы H-1B», — заявлял он.
По этим визам приехали работать в США индийцы Сатия Наделла и Сундар Пичаи — ныне исполнительные директора Microsoft и Alphabet, которой принадлежит Google.
Однако последнее решение хорошо рифмуется с широкой антииммигрантской политикой Трампа и соответствует его привычному нарративу о том, что рабочие места должны доставаться американским гражданам, якобы проигрывающим в соревновании с более гибкой иностранной рабсилой.