Эксперт: В случае с Гагаузией «румынский фактор» крайне важен
17.02.2014,
11:45
В процессах, происходящих в Гагаузии, крайне важен «румынский фактор», считает российский эксперт Сергей Маркедонов.
ЕРЕВАН, 17 февраля. /АРКА/. В процессах, происходящих в Гагаузии, крайне важен «румынский фактор», считает российский эксперт Сергей Маркедонов.
«А как ему быть не важным, если президент Румынии Траян Бэсеску регулярно заявляет о том, что «два румынских государства» должны быть объединены? И заметьте, представители ЕС не критикуют его за вмешательство во внутренние дела одного из «восточных партнеров». Кстати, не слышна и критика по его адресу, когда Бэсеску обозначает претензии и у Украине. Удивительно ли, что определенные фобии появляются в среде гагаузов и приднестровцев (или имеющиеся страхи укрепляются) не по воле Кремля, а совсем по иным обстоятельствам», - сказал Маркедонов в ходе дискуссии на сайте publicdialogues.info, организованной в рамках проекта Исследовательского центра "Регион" при финансовой поддержке посольства Польши в Армении.
В ходе прошедшего в начале февраля референдума 98,47% жителей Гагаузской автономии Молдовы проголосовали за вступление в Таможенный союз. 98,09% отдали свои голоса также за принятие законопроекта об отложенном статусе Гагаузии, который означает, что в случае утери Молдавией независимости Гагаузия получает право на самоопределение.
Эксперт отметил, что в случае с Гагаузией «зацепила» фраза «прорвало там, где не ожидалось».
«Кем не ожидалось? Я напомню, что Гагаузия провозгласила себя отдельной республикой еще до того, как это сделал Нагорный Карабах или Приднестровье. Да, в 1994 году Гагауз Ери стала автономией, а ее опыт рассматривался, как success story. Однако, как минимум с 2006 года противоречия между Кишиневом и Комратом нарастали, в первую очередь по вопросу о праве Гагаузии участвовать в формировании общемолдавской политики», - отметил эксперт.
По его словам, есть там серьезные проблемы и с идентичностью: гагаузы- последовательные молдовенисты, как бы парадоксально это ни звучало.
«И не будем забывать про статью 4 молдавского Закона о Гагаузской автономии, гласящей, что «в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение». Референдум февраля 2014 года ничего принципиально нового не открыл», - подчеркнул эксперт. -0-