Искандарян о перспективах перезапуска переговорного процесса по Карабаху
ЕРЕВАН, 6 апреля. /АРКА/. Возможно ли коммуникационное сотрудничество между Арменией и Азербайджаном, рассказал во вторник директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян в ходе обсуждений «Поствоенные переговоры, что обсуждают и к чему стремятся Ереван и Баку».
По его словам, заявление от 9-го ноября 2020 года никакого отношения к урегулированию карабахского конфликта не имело, оно касалось прекращения огня и не содержало положений о конфликте, формате его урегулирования, о статусе и прочем.
Политолог отметил, что это было прекращение огня и некоторые гарантии о не возобновлении войны в виде русских миротворцев, которые были введены в зону конфликта.
По мнению Искандаряна, очевидно, что в таком «подвешенном» состоянии эта ситуация оставаться не может, у сторон есть представление о том, что это должно как-то дальше развиваться, что-то должно происходить, чтобы подходить к урегулированию других проблем.
«Это такое общее место, а дальше разногласия – естественно у сторон очень разные подходы почти ко всем проблемам, которые существуют вокруг карабахской проблемы. Они расходятся – нет такого, чтобы Армения и Азербайджан желали, чтобы дороги везде прошли, и пришло все к экономическому развитию. Это не так – у Армении, Азербайджана, у Турции, которая не впрямую, но является частью этой проблемы, и у России разные видения и разные пожелания», - сказал он.
По словам политолога, Азербайджан не хочет, чтобы дороги открылись для всех, он хочет, чтобы дорога открылась для него – так называемый «южный коридор», то есть дорога через Мегри, Нахиджеван, которая даже не дорога между восточной частью Азербайджана и Нахиджеванской автономией, это дорога Нахиджеван-Турция.
Он отметил, что проект этот политический, а не экономический, дорога из Азербайджана в Турцию существует – это Ахалкалаки-Карс, которая проходит через Грузию, но она не работает, «там несколько раз торжественно разрезали ленточки, запускали праздничные поезда, но она реально не работает».
«Это проект политический, и в этом Азербайджан пытается добиться своей цели. У Армении цели совершенно другие и особенно сейчас. Значительное количество армянских пленных находится в Азербайджане, и они не отдают их обратно Арцаху и Армении, несмотря на соглашение, которое было 9-го ноября, соответственно эта проблема стоит», - сказал Искандарян.
По его словам, у России тоже понятно стремление – процесс должен как-нибудь продолжаться и он должен продолжаться при участии Москвы. То есть если Россия - спонсор процесса фиксирования этой ситуации, то не может оставить ее просто так и он должен продолжаться.
Он отметил, что идея заключается в том, что взаимное сотрудничество приведет к некоторому размягчению ситуации, и дальше можно будет попробовать приступить к разрешению карабахского конфликта.
«Однако это видение, боюсь, не совпадает ни с армянским, ни с азербайджанским, ни с карабахским взглядом на эту проблему. То есть существует очень серьезное разногласие, поэтому то, что происходит сейчас, я бы это не назвал переговорным процессом, а попытками запустить переговорный процесс. И у России, очевидно, есть идея через сотрудничество коммуникационное, начать какой-то процесс взаимодействия, чтобы можно было идти дальше», - сказал Искандарян.
По его словам, аналогичный проект или сочетающийся проект это сохранение формата сопредседателей Минской группы, то есть один из вариантов дальнейшего обсуждения проблемы Нагорного Карабаха это сохранение старого формата, который реально старым быть не может, поскольку ситуация совершенно новая.
«Но формально, чтобы он остался с теми тремя сопредседателями, этот формат тоже не особо работает, но и не умирает», - сказал Искандарян.
В контексте запланированной на днях встреча Путина с Пашиняном он отметил, что обсуждается попытка запустить каким-то образом проект, чтобы не висела в воздухе та ситуация, которая есть.
«Мне кажется, что это чрезвычайно сложно, поскольку дьявол в деталях, а деталей много и эти детали достаточно тяжелые – стремления сторон не совпадают», - сказал Искандарян.
О войне в Арцахе
С 27 сентября по 9 ноября ВС Азербайджана при участии Турции и завербованных ею иностранных наемников и террористов осуществляли агрессию против Арцаха на фронте и в тылу с применением ракетно-артиллерийского вооружения, тяжелой бронетехники, боевой авиации и запрещенных видов вооружений (кассетные бомбы, фосфорное оружие). Удары наносились, в том числе, по гражданским и военным объектам на территории Армении.
9 ноября лидеры РФ, Азербайджана и Армении подписали заявление о прекращении всех военных действий в Арцахе. Согласно документу, стороны останавливаются на занятых ими позициях; Азербайджану переходят город Шуши, Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы за исключением 5-километрового коридора, соединяющего Карабах с Арменией. Вдоль линии соприкосновения в Карабахе и вдоль Лачинского коридора развернут миротворческий контингент РФ. Внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются в Карабах и прилегающие районы, производится обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами и телами погибших.
О нагорно-карабахском конфликте
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. -0-