Российской экономике хватит запаса прочности
ЕРЕВАН, 17 сентября. /АРКА/. В результате рыночных реформ за последние полтора десятилетия Россия интегрировалась в мировую экономику. Помимо очевидных плюсов, это порой приносит и негатив. Сейчас окончательно стало ясно, что мировой финансовый кризис не обошел стороной и Россию. Как оказалось, отечественный рынок акций – явление совершенно несамостоятельное, а полностью зависящее от мировой конъюнктуры. Российские банки, в свою очередь, сильно зависят от заимствований на Западе. Но не зря за несколько лет Центробанк и Минфин благодаря сверхвысоким ценам на нефть накопили на этот «черный день» огромную «подушку безопасности» в виде Международных резервов Российской Федерации.
Нестабильность на российском рынке акций продолжалась последние полтора-два месяца из-за аналогичных явлений на мировых биржах. Но эта неделя стала просто убийственной. Сначала в понедельник один из крупнейших американских банков Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, а поздно вечером во вторник крупнейший американский страховщик AIG был спасен от полного краха только за счет кредита в $85 млрд, выданного в чрезвычайном порядке Федеральной резервной системой (ФРС) США. В результате правительство США получит 80-процентный пакет AIG.
Мировые финансовые рынки взаимосвязаны, а финансовые инвесторы относятся к числу самых спекулятивно настроенных и одновременно нервных в этом мире. Поэтому западные финансовые инвесторы, почуяв неладное у себя дома, «побежали» с российского рынка акций еще в конце июля-начале августа. События же начала этой недели ввергли их в полную панику. Вслед за падением на американских, европейских и азиатских рынках во вторник 16 сентября произошло обрушение российских фондовых индексов, невиданное со времен кризиса 1998 года. Основной индикатор отечественных «голубых фишек» индекс РТС рухнул на 11,5%. Из-за такого колоссального обрушения торги в РТС были досрочно прекращены. К этому моменту значение индекса составляло – 1131 пункт, хотя еще в мае этого года он достиг отметки почти в 2500 пунктов.
Парадоксальность этой ситуации состоит в том, что фундаментально привлекательность ведущих российских копаний – «голубых фишек» - нисколько не снизилась. Они в большинстве своем представляют сырьевой сектор, цены на продукцию которого остаются на высоком уровне. Теоретически скупить их бумаги сейчас по дешевке, а затем дождаться времени, когда они достигнут «справедливой» цены, и продать, было бы крайне выгодно. Но точное время возврата крупных иностранных инвесторов на отечественный рынок акций сейчас предсказать невозможно.
Конечно, очень жаль крупные российские компании, которые так сильно подешевели и тех, кто проиграл на их акциях. Но, ничего не попишешь, таковы законы фондового рынка, который когда назывался, на мой взгляд, более правильно, рынком фиктивного капитала, а по-современному – виртуального. Некоторые «профи» фондового рынка совсем недавно предлагали поддержать российские акции за счет вливания на него государственных средств. Но в этом случае государственные средства просто испарились бы, не принеся никакой поддержки рынку, как это было в 1998-м с взятыми за рубежом кредитами, которые закачали в пирамиду ГКО.
На что совершенно правильно потратил деньги ЦБ РФ, так это на поддержание в приемлемых рамках курса рубля. Зарубежные финансовые инвесторы продавали российские бумаги на фондовых биржах за рубли, а потом на валютной бирже покупали на них доллары, чтобы перевести за границу. В этих условиях дешевевший последние три года «зеленый» мог сильно подскочить к рублю, что привело бы к еще большей нервозности. Но ЦБ поддержал рубль и не дал ему сильно сдать позиции по отношению к американской валюте, выбросив доллары на рынок из своей копилки. По последним доступным на сегодня данным, за неделю с 29 августа по 5 сентября ЦБ потратил на это почти $9 млрд: Международные резервы РФ за это время снизились с $582,5 млрд до $573,6 млрд. Возможно, что в последующие пару недель подобная динамика сохранится. Но ничего сверхстрашного в этом нет. Последние годы ЦБ накапливал эту валютную «подушку безопасности» именно для того, чтобы нивелировать подобные «провалы» рынка.
В результате курс российской валюты сейчас стабилизировался в районе 25,5 рубля за $1, что важно для устойчивых внешнеэкономических связей, т.е. для бесперебойных поставок по экспорту и импорту. Да и всем гражданам России это должно прибавить спокойствия.
В сложившейся, прямо скажем, непростой ситуации также крайне необходимо поддержать российскую банковскую систему. Как и в любой нормальной экономике, она представляет собой «кровеносную систему», от которой зависит нормальное функционирование всего общенационального хозяйства. Не секрет, что для привлечения инвестиций в бурно развивавшуюся последние годы экономику России, отечественные банки набрали огромную сумму кредитов за рубежом, как для самих себя, так и для российских компаний. По различным данным, только в сентябре российские банки и компании должны выплатить своим зарубежным кредиторам около $10 млрд, а в IV квартале – $45 млрд, или перекредитовать эти долги под более высокие проценты. Но последний вариант достаточно сложен из-за кредитного кризиса на Западе.
Тем не менее, ЦБ и Минфин делают все возможное, чтобы помочь банкам с ликвидностью (по-русски - с деньгами), и решить эту проблему. Причем, по словам официальных представителей, для этого пока даже не надо задействовать Международные резервы РФ. Минфин может одалживать им деньги за счет свободных средств, находящихся в его Казначействе; а ЦБ – за счет обязательных резервов, которые сами банки отчисляют ему. Сейчас практически ежедневно и ЦБ, и Минфин одалживают отечественным банкам сотни миллиардов рублей. Причем ЦБ заявил, что может довести сумму своих ежедневных краткосрочных заимствований до 1 трлн рублей.
Российские денежные власти пока ссужают банки «короткими деньгами»: ЦБ дает кредиты на один день, а Минфин размещает в банках депозиты на срок от одной до пяти недель. Но чем ближе конец года, тем острее перед российскими банками встанет потребность в более «длинных деньгах» для рефинансирования долгосрочных зарубежных кредитов. Но и эта проблем относится к разряду решаемых.
Как сообщил 17 сентября Минфин, системообразующим банкам в лице Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка будет предложено привлечь средства – в размере до 1 триллиона 126,6 миллиарда рублей – из федерального бюджета на депозиты на срок три и более месяцев. Еще 2 триллиона рублей на срок до полугода банкам может предоставить Центробанк.
Исходя из этого, можно полностью согласиться с российским премьер-министром Владимиром Путиным, который заявил, что у российской экономики хватит запаса прочности для преодоления мирового кризиса.
К тому же и нефть, основной российский актив, похоже, стала дорожать. 17сентября баррель нефти сорта WTI на мировых рынках вырос в цене на $3 до $94.-0-
Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости