Рейтинг@Mail.ru
USD
398.1
EUR
409.45
RUB
3.8828
GEL
139.93
пятница, 17 января 2025 г.
погода в
Ереване
-2

Представители экономического блока Армении не сошлись во мнении в вопросе поблажек для госфинансирования бизнеса

14.01.2021, 15:00
Активные дискуссии развернулись в четверг в ходе заседания правительства Армении при обсуждении одного из вопросов повестки
Представители экономического блока Армении не сошлись во мнении в вопросе поблажек для госфинансирования бизнеса

ЕРЕВАН, 14 января. /АРКА/. Активные дискуссии развернулись в четверг в ходе заседания правительства Армении при обсуждении одного из вопросов повестки. Министр экономики Армении Ваан Керобян представил изменения в одно из предыдущих решений правительства по оказанию содействия бизнесу в рамках первой программы долгосрочного экономического развития на сумму 50 млрд. драмов. Позиции членов правительства разошлись, однако по итогам голосования проект был принят большинством голосов. Против изменений проголосовали вице-премьер Мгер Григорян, министр финансов Атом Джанджугазян и министр труда и по социальным вопросам Месроп Аракелян. 

Что за программа? 

Правительство Армении 21 мая 2020 года утвердило первую программу долгосрочного экономического развития на сумму 50 млрд. драмов. Программа была принята в качестве антикризисной меры для содействия бизнесу в период пандемии от коронавируса. 

Ее целью является сделать так, чтобы те программы частного сектора, которые без поддержки правительства столкнулись с проблемами при запуске и продвижении, воспользовались содействием и начали реализовываться с расширенными возможностями. 

Содействие в рамках инициативы должно было оказываться при условии, что финансовая поддержка государства также приведет к более крупным инвестициям из частного сектора. 

Для предоставления средств необходимо выполнить несколько условий. Первое условие заключается в том, что инвестор должен привлечь в проект собственные средства в том же объеме, что и государство. Второе условие - инвестор обязуется привлечь кредитные средства в объеме, равном сумме его собственных инвестиций и вложений государства. То есть, если, государство предоставляет 5 млрд. драмов, то инвестор должен вложить в проект свои 5 млрд. драмов и привлечь кредит еще на 10 млрд. драмов.  

Планировалось, что на первом этапе программы государство берет на себя финансовые обязательства, и поддержка будет распределена по 10 этапам по 5 млрд. драмов. Подразумевается, что распределение последующих 5 млрд. драмов будет осуществляться отдельными решениями правительства после получения и обсуждения отчетности относительно ранее выделенных средств.  

С целью предоставления этих средств был создан зарегистрированный в Центральном банке Фонд. 

Устранить препоны для бизнеса 

В ходе заседания правительства министр экономики Ваан Керобян предложил снять все ограничения по финансированию (со стороны частного инвестора и банка), чтобы можно было осуществлять вложения в частных компаниях, базируясь при этом на их истории и авторитете. 

“Я как предприниматель понимаю, что невозможно привлекать инвестиции на подобных условиях, а внесенные в августе изменения еще больше усложнили условия. В результате было легче взять кредит в банке, чем привлечь инвестиции”, - сказал Керобян, который ранее владел компанией сервиса доставки еды Menu Group. 

Он отметил, что сегодня на рассмотрении в Фонде находится около 60 проектов, из которых 14 - в процессе текущих переговоров и только 4 очень близки к инвестициям. 

Как отметил министр, подобные низкие результаты обусловлены проблемами действующих правил, которые не давали возможности для взаимной легкой работы государства, инвесторов и банков. 

“Основной проблемой в Армении для ведения бизнеса, что указано и в международных докладах является недоступность финансовых средства, а не бюрократия, коррупция или налоги. Бизнес в Армении может взять средства только в банке, нет иных возможностей – частные инвестиционные фонды, ангельские и венчурные фонды, рынок капитала или корпоративных облигаций фактически не работают. Получается, что банковская система имеет монопольные позиции с точки зрения финансирования бизнеса и они не смягчаются даже данным решением”, - сказал Керобян. 

Он подчеркнул, что намерен создать такую инфраструктуру, которая параллельно с банком сделает финансовые средства для бизнеса более доступными и предложенные изменения позволят компаниям, которые уже исчерпали инструменты привлечения средств, получить возможность пополнения капитала за счет бюджетного содействия. 

При этом он отметил, что остаются правила и критерии, по которым будут выбираться компании, в том числе, по сферам, исключается возможность вложения в новосозданные компании, что содержит венчурный риск. Акцент делает на состоявшиеся компании, что позволит очень быстро дать хорошие результаты.   

“За время своей работы постоянно слышу об угрозах. Мы фактически таким консервативным подходом настолько сдерживаем госсистему, что многие считают, что лучше ничего не делать, поскольку если делать, есть риски. Но только активные шаги, пусть и с ошибками, могут внести изменения в нашу работу”, - сказал Керобян. 

Государство должно учитывать риски 

Как отметил в ходе обсуждений министр финансов Атом Джанджугазян, подобные послабления недопустимы. 

Он отметил, что, согласно июльскому отчету Фонда, было представлено две группы программ. Первая – высоковероятные по реализации, вторая - реалистичные, для которых планировались инвестиции в размере $9,1 млн. со стороны Фонда и около $43,6 млн. - вложения других сторон. Планировалось присутствие авторитетных организаций в Армении. 

Более того, он отметил, что в августе 2020 года Фонд выступил с рядом предложений, которые уже были приняты правительством для ослабления ограничений, чтобы программы были реализованы. 

“Нынешними изменениями мы не внедряем лучшую систему управления рисками. Данная программа носила антикризисный характер, государство не сможет управлять рисками, поэтому банки должны принимать участие, чтобы правильно их оценивать”, - сказал Джанджугазян. 

Со своей стороны вице-премьер Мгер Григорян подчеркнул, что различными программами содействия государство уже разместило 160 млрд. драмов, при этом работал и инструмент стимулирования инвестиций. Инструменты выбора бенефициариев были вполне справедливые. 

“Думаю, что действующие публичные правила выбора и идентификации бенефициариев вполне справедливые, почему мы должны размещать госсредства без публичных правил? Это также может привести к серьезной проблеме рисков и конкуренции, а также вопросам – почему мы профинансировали один бизнес и не профинансировали другой”, - сказал Григорян. 

В то же время вице-премьер Тигран Авинян считает предложенные изменения необходимыми. 

“Мы еще, не войдя в воду, уже стараемся управлять всеми возможными рисками, тем более на сегодня до финансирования дозрели всего 4 компании. Необходимо расширить возможности и спектр компаний, чтобы у Фонда был выбор для размещения средств”, - сказал Авинян. 

Не бойтесь экспериментов 

Как отметил в ходе обсуждений премьер-министр Никол Пашинян, данный проект изначально вызывал споры в правительстве, поскольку была сделана попытка внедрить экспериментальный инструмент, когда из бюджета в антикризисных целях будут выделены средства Фонду национальных интересов, который попытается им управлять. 

“У нас были сомнения – стоит ли идти на подобный шаг – применять инструмент стимулирования инвестиций за счет госбюджета и стоял вопрос применения правил. Изначально были опасения, что по данным правилам будет невозможно привлекать инвестиции, после чего были внесены частичные изменения в правила и они были упрощены. Сейчас они вновь либерализуются”, - сказал Пашинян. 

Он отметил, что в правительстве до сих пор нет единого мнения и позиции по проекту – есть как сторонники послабления, так и противники. 

“Я выступаю за то, чтобы продолжить начатое и посмотреть на результаты, поскольку в сложившейся ситуации нужно действовать. Необходимо расширять инструментарий и не бояться в каком-то смысле различных экспериментов”, - сказал Пашинян. 

По его словам, он понимает, что послабление требований приведет к росту обращающихся и как следствие росту числа недовольных тем или иным решением. 

Премьер подчеркнул, что ограничения позволяли проводить определенную фильтрацию. Здесь самый большой риск не финансовый, а репутационный, поскольку будет сложно объяснить, почему в той или иной компании были совершены инвестиции, а в другой нет, а при негативном опыте еще и могут возникнуть судебные разбирательства. 

Несмотря на все сомнения, премьер отметил, что государство несколько дистанцируется от принятия решения, поскольку риски будет оценивать и принимать решения инвестиционная комиссия. Тем не менее, он поддержал изменения. –0--