Безработица оказалась главной проблемой арабских стран
ЕРЕВАН, 17 октября. /АРКА/. По всему средиземноморскому побережью Северной Африки ничем не занятая молодежь представляет угрозу не только для арабских стран, но и для стран Запада.
Молодые тунисцы, алжирцы и марокканцы присоединяются к радикальным исламистским организациям либо массово мигрируют в Европу или Северную Америку, передает "Вести.Экономика".
Несмотря на бесспорные демократические достижения - свободные выборы и большое количество партий, демократия в Тунисе не смогла вытеснить с политической арены радикальных исламистов или ликвидировать остатки режима прошлого диктатора. И то и другое сегодня угрожает Тунису.
На последних парламентских выборах исламистской партии "Ан-Нахда" удалось получить наибольшее количество депутатских мест в парламенте, но созданная исламистами коалиция оказалась шаткой, и правительству не удается провести какие-либо экономические реформы. В стране высокая безработица, особенно среди молодежи, а экономика не может добиться необходимых темпов роста.
13 октября в стране состоялся второй тур президентских выборов, победу на которых одержал популист Кейс Саид. В ходе избирательной кампании он критиковал принятый парламентом закон "О равенстве", а также говорил, что борьба с сионизмом является одним из его главных приоритетов. К счастью, Конституция Туниса предоставляет президенту сравнительно ограниченный круг полномочий, пишет The National Interest.
Алжир - одна из крупнейших стран Африки - принципиально отличается от своих соседей. С момента обретения независимости в 1962 г. армия доминировала в политической жизни. Массовые демонстрации в 1991 г. привели к выборам и неожиданной победе "Исламского фронта спасения", группы салафитских экстремистов, которые позже объединились с "Аль-Каидой".
Армия отменила результаты этих выборов, спровоцировав десятилетнюю гражданскую войну и сотни тысяч смертей. В конце концов был заключен мир между основными политическими силами, но демократия не вернулась в страну.
Последние уличные протесты были вызваны намерением президента Абдельазиза Бутефлика пойти на пятый срок. 82-летний политик очень болен и, как говорят, частично парализован.
Несмотря на все потрясения, армия остается единственным национальным институтом, который функционирует, но граждане мало верят в ее способность провести демократические реформы или снизить безработицу. Сегодня исламисты не являются движущей силой протестного движения, но они могут быстро мобилизоваться, как это было с египетскими "Братьями-мусульманами" после смещения Хосни Мубарака.
Ситуация осложняется еще и тем, что у оппозиции нет единого лидера, который мог бы вести переговоры с армией. Между тем, требования демонстрантов носят как политический, так и экономический характер. Несмотря на нефтяные богатства, экономика Алжира растет слишком медленно, чтобы обеспечить работой большинство граждан моложе тридцати лет.
Марокко также переживает непростые времена. Через несколько месяцев после формирования правительства король Мохаммед VI отправил в отставку ключевых министров кабинета из-за слишком медленной, с его точки зрения, реализации проектов развития. Затем он призвал к новой модели экономического развития и объявил о создании специальной комиссии по этому вопросу. Политические партии пока не внесли каких-либо предложений.
На этой неделе король неожиданно объявил о сокращении численности правительства до двадцати трех членов с тридцати восьми.
Он также призвал парламент принять законы, направленные на ускорение экономического роста, а компании, особенно банки, на борьбу с социальным неравенством. Марокканские банки, кстати, лидируют в мире по объемам кредитования малоимущим слоям населения, но можно сделать больше, уверен король.
Монарх играет чрезвычайно важную роль в жизни страны. Его активное участие позволило исламистской "Партии справедливости и развития" работать в составе правящей коалиции в парламенте, мирно сосуществуя с другими политическими силами, которые не разделяют ее взгляды и ценности. Без институциональной власти короля исламисты могли легко превратиться в авторитаристов.
Однако монарх не может заменить все органы власти. До тех пор пока парламент и правительство не примут соответствующие меры, экономическое неравенство и уличные протесты будут по-прежнему терзать Марокко. Без более стремительного экономического роста безработица среди молодежи не уменьшится.
Несмотря на то что каждая из этих трех стран по своему уникальна, каждая из них сталкивается с одним и тем же источником социальных потрясений - безработицей среди молодежи. И это серьезный вызов для всей Северной Африки. Молодые безработные либо присоединяются к радикальным группировкам, либо эмигрируют в Европу и Северную Америку.--0--