Общий объем инвестиций ГК Geopromining в Армении за последние два года превысил 260 млн. долларов США
Интервью первого вице-президента группы компаний GeoProMining по корпоративным инвестициям и стратегическому развитию бизнеса Сергея Носова агентству «АРКА».
– Сергей Игоревич, представьте, пожалуйста, глобальную информацию о ГК GeoProMining, в частности, об активах, финансовых средствах, а также о том, в каких странах компания имеет свои заводы, филиалы и представительства.
С.Носов – Группа компаний GeoProMining – активно развивающаяся частная компания с диверсифицированной ресурсной базой металлов.
Группа в настоящее время управляет шестью горно-металлургическими предприятиями, общей численностью персонала около 5000 человек в Армении, России и Грузии. Основным бизнесом компании является производство и переработка металлов, таких как золото, медь, серебро, сурьма, молибден, цинк и других.
GeoProMining владеет двумя крупнейшими предприятиями в Армении – Агаракский медно-молибденовый комбинат (АММК) и компания GPM Gold, эксплуатирующая Соткское золотое месторождение и Араратскую ЗИФ.
– Приносят ли армянские активы группе компаний прибыль?
С.Носов – В первой половине 2010 года Агарак показал прибыль, на данный момент – это прибыльное предприятие, и по результатам года ожидается рост прибыльности. Все, что касается GPM Gold, - это Соткское месторождение и Араратская золотоизвлекательная фабрика, к сожалению, компания пока еще находится на пути к точке безубыточности.
Однако не надо забывать, что оба армянских предприятия, входящих в группу, проходят процесс модернизации, в результате которой значительно улучшатся их финансовые показатели. Группа, в общем и целом, прибыльная и зарабатывает прибыль из разных источников . В группе очень заинтересованы и настроены на получение прибыли в Армении.
– При получении компанией лицензии были зафиксированы обязательства по ежегодному объему добычи руды. Почему, зная, что дальнейшее использование этой руды на этой фабрике невозможно, компания подписалась под этими обязательствами?
С.Носов – Это не совсем так. Во-первых, когда мы купили месторождение, у нас было время для проведения металлургических анализов. И по вскрышным работам и работам, связанным с обработкой руды, мы выполняем наши обязательности. Вопрос заключается в применимости этих руд на обработку сейчас или позже.
Сейчас эти руды невозможно переработать при имеющихся технологических условиях, и первым условием, требующим обеспечения, является именно нормальная технологическая база для переработки руд, а это повлечет за собой все остальное.
– Иными словами, обязательства были по добыче руды, а не по переработке?
С.Носов – Да, конечно.
– Почему при беспрецедентном росте мировых цен на золото добыча благородного металла в Армении убыточна?
С.Носов – Данный вопрос – довольно сложный и имеет определенную предысторию, которая дает понимание того, как этот процесс сейчас идет. Соткское золотое месторождение имеет несколько видов золотой руды. Для ясности скажу, что эти руды делятся на два основных вида – оксидные и сульфидные. Каждый из видов этих руд индустриально перерабатывается разными технологическими способами.
На момент вскрытия карьера в советские времена предприятие перерабатывало оксидный вид руд, и под эту технологию, в принципе, и был построен комплекс Араратской извлекательной фабрики. С 2004-2005 гг. основные руды были выбраны, и Араратский завод стал перерабатывать, а также добывать некоторым селективным способом остаточные руды и перерабатывать «хвосты» (отходы производства с маленьким содержании золота, оставшиеся после переработки предыдущих лет).
На момент покупки в конце 2007 года нашей группой компанию AGRC (ныне ГПМ ГОЛД) у группы «Веданта», фабрика и карьер находились в нерабочем состоянии, в основном, по причине отсутствия руды и материальной запущенности предприятия.
Тогда нашей основной задачей было разобраться в текущем положении дел, удержать и поддержать существующий рабочий коллектив, рассчитаться по задолженностям предыдущих акционеров, включая большие задолженности по зарплате. Одной из главных целей было привести фабрику и карьер в рабочее состояние. Тем не менее, существующий завод был модернизирован и запущен в самый пик кризиса.
Мы никогда не скрывали, что существующая фабрика и ее технологическое оборудование не предназначены для переработки оставшихся сульфидных руд на Сотском месторождении. На данный момент для поддержания производства до полного строительства новой фабрики, способной перерабатывать тяжело упорные сульфидные руды, мы занимаемся селективной добычей руд с очень маленьким содержанием золота.
Мы активно занимаемся сейчас этой программой и рассчитываем закончить строительство фабрики, которая будет работать по совершенно новой технологии «Альбион», основанной на эффективной переработки сульфидных типов руд. Естественно, это даст экономический и операционный эффект, как только эта фабрика будет построена.
По большому счету, это – ключевая проблема экономики, и дело здесь не столько в ценах на золото, сколько в технологической возможности переработки руд, которые на данный момент есть на карьере.
– А когда завершится строительство?
С.Носов – После того, как в прошлом году мы поняли, что невозможно построить новый завод на Соткском месторождении в связи с определенными экологическими требованиями и высокими стандартами, было принято решение основать новый завод на территории Араратской золотоизвлекательной фабрики.
Тамошние преимущества заключаются в наличии железнодорожной ветки, которая идет к этой фабрике. Новая фабрика будет запущена до конца 2013 года. Сейчас ведется процесс по разработке ТЭО, которое даст полное представление о работе фабрики, в том числе, и в плане экологии, а также будет включать в себя все нормативные, оперативные и другие принципы, по которым предприятие должно функционировать.
Я думаю, что после того, как дизайн будет подготовлен и одобрен, мы сразу же начнем строительство еще до окончания финального документа. Мы, в принципе, как разработчики месторождения, заинтересованы в самом быстром начале эксплуатации и переходе на отработку новых руд.
– Какую политику ведет ГК по стратегическому развитию в Армении?
С.Носов – ГК GeoProMining пошла по пути принципиальной замены технологии переработки руды на GPM Gold. В целях реализации данного проекта были заключены договоры, и сейчас ведется активная работа с компаниями Core Process Engineering, Xstrata Technology (Австралия) по подготовке ТЭО проекта по реконструкции Араратской золотоизвлекательной фабрики.
GeoProMining в консорциуме с Core Process Engineering (Австралия) и X-strata начнет строительство нового завода GPM Gold. В результате планируется увеличение объемов производства более чем в пять раз – до 150 000 унций золота в год. Предварительный бюджет проекта составит более $100 млн. Хотел бы заверить, что в мировой практике указанные сроки являются максимально короткими для проектов подобного масштаба.
Увеличение объемов производства на АММК и GPM Gold, естественно, приведет к существенному увеличению поступлений в бюджет Армении, а также позволит создать в регионе дополнительные рабочие места.
У нас в группе очень богатый опыт по операционной финансовой и другой политике по месторождениям в России и Грузии. Мы планируем и дальше развиваться, в соответствии с нашими интересами и интересами Армении, наращивать прибыль, увеличивать производство, улучшать показатели. И мы прикладываем все усилия для того, чтобы это случилось.
– Объясните, по какой технологии будет работать «Альбион»?
С.Носов – Это новая технология, которая работает с видами сульфидных руд и обеспечивает высокую отработку их содержания. Эта технология является самой экологически безвредной из всех других технологий.
- Г-н Носов, а какие финансовые ресурсы привлекает ГК для Армении, каков объем инвестиций был осуществлен в Армении за период присутствия ГК в стране?
С.Носов – До того, как мы приобрели предприятия в Армении, мы заняли определенное количество денег на приобретение компании в этой стране, а также и на операционные затраты по запуску фабрик.
Сумма инвестиций для покупки GPM Gold (Араратская фабрика) и Агаракский ММК, погашение долгов, выкуп акций предприятий у миноритарных акционеров, приобретение техники и оборудования, модернизация фабрики GPM Gold, а также дополнительные капитальные затраты в течение последних двух лет в совокупности уже превысили 260 млн. долларов США, из которых $19,8 млн.были направлены на капитальные и операционные затраты для запуска фабрик GPM Gold и АММК. Более $25 млн. было затрачено на погашение долгов бывших владельцев, выплаты налоговых долгов в бюджет Республики Армении и прочее.
Что касается использования кредита ВТБ Капитал в размере $250 млн. в июне 2010 года, мы получили его на рефинансирование, чтобы закрыть кредиты другим Банкам.
Более $100 млн. будет потрачено на строительство металлургического комплекса «Альбион», реконструкцию Араратской ЗИФ и развитие горных работ на руднике Сотк.
Мы планируем вложить и более серьезные средства в будущем. Деньги и ресурсы на процесс модернизации у нас уже есть, каждая часть процесса требует определенного финансового расчета.
Первая стадия – это модернизация АММК, которая уже профинансирована компанией, и уже в следующем году фабрика будет модернизирована оборудованием, что позволит увеличить мощности до 3,5 млн. тонн переработки руды. Затраты планируются так же по линии GPM Gold, которая будет иметь перерабатывающий завод с новейшей мировой технологией «Альбион», специализирующейся в переработке сульфидных руд.
- Какой объем средств из $260 млн. был вложен в GPM Gold, в частности, на геологоразведку, модернизацию и другие работы?
С.Носов – Было потрачено более $150 млн. и еще будет потрачено более $100 млн. Эта сумма приводится с учетом покупки завода, запуска проекта, оплаты задолженностей и приведения предприятия в соответствующее состояние, а также проведения геологических и других работ.
– Иными словами получается, что сейчас средства вкладываются в убыточный бизнес. Когда вы собираетесь отдавать эти деньги? Получается, что группа выводит из убытков армянский актив?
С.Носов – Не хотелось бы акцентировать внимание на слове «убытки», поскольку предприятие может быть убыточным сегодня, а завтра, с улучшением технологий, оно может стать высокорентабельным. Здесь основные проблемы, как я уже говорил, заключаются в упорной руде, которая технически не перерабатывается на Араратской ЗИФ.
– Сергей Игоревич, каково отношение к группе компаний в Грузии, в стране, власти которой, мягко говоря, не симпатизируют России и российскому бизнесу?
С.Носов – И в Грузии, и в Армении отношение к нашей компании всегда было очень дружеское. Мы поддерживаем деловые контакты и делаем совместное дело. Мы не зависим от политических изменений в отношении той или другой страны, от кого бы эта инициатива ни исходила. В конце концов, людей объединяют общие дела и интересы, а не политические моменты.
Мы, как группа, всегда стараемся делать свое дело, свой бизнес. Мы всегда придерживаемся мнения, что если делаешь свое дело качественно, честно и профессионально, то претензий, в принципе, не должно быть. --0--