Рейтинг@Mail.ru
USD
391.57
EUR
426.77
RUB
4.6962
GEL
141.11
четверг, 20 марта 2025 г.
погода в
Ереване
+6

Не следует увязывать необходимость внутренних реформ в Армении с ее участием в том или ином союзе

23.09.2013, 10:17
Об экономических плюсах и рисках, связанных со вступлением Армении в Таможенный союз и отказом от подписания с ЕС соглашения "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли" в эксклюзивном интервью агентству “АРКА” рассказал депутат парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Арцвик Минасян.
Не следует увязывать необходимость внутренних реформ в Армении с ее участием в том или ином союзе
Об экономических плюсах и рисках, связанных со вступлением Армении в Таможенный союз и отказом от подписания с ЕС соглашения "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли" в эксклюзивном интервью агентству “АРКА” рассказал депутат парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн Арцвик Минасян. 

«АРКА» - При обсуждении ситуации вокруг вступления Армении в ТС много говорится о политической составляющей, и мало об экономической. Какие плюсы и минусы были бы у Армении конкретно в каждом случае? 

А. Минасян - Сейчас очень трудно сбалансировать плюсы и минусы, так как только политического заявления о вступлении в Таможенный союз мало для экономических оценок. Говорю так, потому что все зависит от тех правил Таможенного союза, вокруг которых будет достигнуто соглашение. Нельзя утверждать, что все положения ТС выгодны Армении или будут соответствовать взятым на себя Ереваном международным обязательствам. В частности, Армения имеет иные обязательства по таможенным пошлинам, процедурам ВТО, механизмам защиты внутреннего рынка. Это все должно быть сопоставлено с правилами ТС. Следует путем переговоров выяснить, что является преимуществом, что недостатком. Так что, преимущества на сегодня видятся очень относительно.
 
Следующее важное обстоятельство: как правило, государства выигрывают от членства в Таможенном союзе, имея общую границу. Очевидно, что в нашем случае мы лишены этого основного преимущества, так как не граничим ни с одной из стран, входящих ныне в ТС. Поэтому в плане  упрощения таможенного оформления, облегчения процедур, которые могут существенно упростить перевозку груза в Армению или из Армении, мы ничего не получим
Мы можем получить другие преимущества, в частности в случае внедрения системы взаимной защиты инвестиций. К примеру, если российский капитал сможет свободно проникать в Армению в виде инвестиций в конкретные предприятия, то в общем таможенном пространстве при единой финансово-инвестиционной политике  это может стать преимуществом. 

Но с другой стороны, мы должны сопоставить эти преимущества  с возможными выгодами от Соглашения об ассоциации и соглашения "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли" с ЕС. 

Со вступлением в ТС меняются правила игры с европейскими партнерами.  Наш внешнеторговый баланс, связанный с Европой, претерпит изменения. На сегодня мы импортируем из стран Европы примерно столько же, сколько из СНГ. Но вступив в ТС, и получив доступ к более дешевым товарам, мы должны будем импортировать из стран ЕС те товары, которые не производятся в странах ТС.
 
Но не следует сбрасывать со счетов, что  ЕС может в противовес отношениям Армении с ТС резко поднять таможенные  пошлины на наш экспорт. На данный момент определенности в этом вопросе нет, при этом стороной, ведущей переговоры, будет уже не Армения, а ТС. Но поскольку обе стороны действуют в рамках правил ВТО, возникнет проблема гармонизации. Лишь после четкого определения размеров таможенных пошлин, мы сможем говорить об экономических плюсах и минусах. 

Следующей составляющей, влияющей на экономические процессы, является трансфертная политика. Сегодня 85% банковских трансфертов идлет из СНГ, в основном из России, и лишь 6-7% из Европы и прилегающих регионов. Общая таможенная зона означает также и существенное перераспределение этих трансфертов, и очень возможно, что европейский регион вообще обнулится. Естественно, нужно ожидать, что увеличатся трансферты из России. 

«АРКА» - Как эта ситуация отразится на структуре импорта и экспорта Армении?
 
А. Минасян – Структура нашего внешнеторгового оборота в ужасающей ситуации. Основная задача сегодня — импортозамещение. Когда мы сравниваем структуру экспорта и импорта, то видим, что мы экспортируем в Европу в основном сырье, а импортируем из других стран энергоносители, продовольствие. Но здесь мы ни в Таможенном союзе, ни в рамках соглашения "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли" с ЕС  не можем быть конкурентными. То есть, этот вопрос зависит от наших внутренних реформ, структурной политики в экономике. Если мы не сможем обеспечить внутри нашей страны развитие промышленного сельского хозяйства, в каком бы соглашении мы ни были, мы не сможем достичь прогресса или существенного изменения структуры. 

Кто может нам позволить расширить экспорт? По моему глубокому убеждению, эту возможность могут дать обе стороны, как Европа, так и СНГ. Но для этого нужно в первую очередь изучить структуру поставляемых в эти страны товаров, к примеру, что импортируется в Россию, и рассмотреть невозможно ли часть из этого, хотя бы в виде полуфабрикатов производить в Армении. 

«АРКА» - Многие эксперты говорят, что присоединение к соглашению "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли" нанесло бы урон сельскому хозяйству Армении, которое не смогло бы конкурировать с субсидируемой сельхозпродукцией из ЕС. Согласны вы с этим мнением? 

А. Минасян - Нет, так как в этом случае действовало бы, и сейчас действует, правило ВТО, которым ограничивается возможность субсидирования на внутреннем рынке. В частности, в сельскохозяйственной сфере допускается субсидирование до 5%  от доли  данной сферы в ВВП. Следовательно, здесь не играет роли, действуешь ты в рамках ЕС или ТС.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что нам не следует увязывать свои внутренние реформы с участием в том или ином союзе. Центральное место в наших внутренних реформах должна занять структурная политика в экономике, которую власти до сих пор не могут  принять. Почему наша экономика находится в столь незавидном положении, неконкурентоспособна, не основана на инновационных технологиях, на более конкурентоспособной профессиональной рабочей силе? Пока мы не ответим на эти вопросы, мы не сможем развиваться, независимо от того, будем ли мы в ТС или в ЕС. 

Но однозначно, что выберем ли мы ТС или ЕС, нас ждут потери в нашем торговом балансе в краткосрочный период. В среднесрочной и долгосрочной перспективе экономика сможет определиться, перегруппируется, но в краткосрочном периоде у нас будут потери, так как будут применяться разные таможенные политики. 

«АРКА» - Кстати, об отсутствии общей границы со странами ТС. Секретарь Совбеза Артур Багдасарян заявил, что Армении в любом случае пришлось бы платить за транзит через Грузию, даже если бы мы были членами ЕС. Что вы на это скажете? 

А. Минасян - Я не согласен с этим. Мои слова не относятся к Артуру Багдасаряну, но подобные мнения больше похожи на софистику, так как нельзя считать сопоставимыми случаи, когда ты имеешь общую границу со странами союза, и когда у тебя нет никакой общей границы. Это разные вещи, но существенная разница отразится на тех потерях или дополнительных расходах, которые будут иметь наши экспортеры и импортеры. 

Другое дело, что будет предпринята попытка смягчить вред от отсутствия общей границы путем производства таких товаров, перевозка которых, даже воздушным путем, будет намного более рентабельной, а и их цена – значительно более высокой. Нам необходимо будет найти способы компенсации возможного ущерба транспортных перевозок. 

«АРКА» - Власти утверждают, что им удалось найти решение проблемы отсутствия границ при вступлении в ТС, хотя по этому поводу нет никакой информации. Как вы считаете, каким может быть это решение? 

А. Минасян - Если не ошибаюсь, подобную мысль озвучил и премьер-министр России. Я сейчас затрудняюсь сказать, но если это идея инновационных технологий, то это может помочь смягчить эту преграду. Например, организация различных производств, где может быть создана намного большая добавленная стоимость с помощью новых технологий при низких расходах. И если транспортные расходы будут маленькими, это может принести выгоду. 

Кроме того, можно предположить, что имелось в виду усиление и увеличение российского присутствия в военно-промышленном комплексе, что также может привести к определенным положительным развитиям. Но полностью ликвидировать возможные потери это не может. -0-