Джрбашян назвал три сферы, которые более всего сказались на спаде ВВП Армении в 5,71% из-за COVID-19

ЕРЕВАН, 28 августа. /АРКА/. Ситуация с коронавирусом в Армении сильнее всего сказалась на трех сферах экономики, сказал в пятницу журналистам директор консалтинговой компании «Америа», экономист Тигран Джрбашян.
Он отметил, что, в целом, за шесть месяцев спад ВВП составил 5,71%, однако раскладка по линии расходов показывает, что пандемия больше всего сказалась на сфере строительства, и в основном, падение на 1,5 п.п. обусловлено спадом именно в этом секторе.
«Вторая сфера - это оптовая и розничная торговля. Третье, также связанное со строительством – сделки с недвижимостью. Все эти три сферы вместе генерируют 3,5% в общем спаде ВВП (из 5,71%)» - сказал Джрбашян.
По его словам, в сфере туризма и связанных с ним услуг есть серьезный спад,и его влияние будет более длительным (0,77% в ВВП за первое полугодие по линии общественного питания и проживания).
Однако, как отметил экономист, есть вопрос акцентов, на что их следует поставить и правильно оценить.
«Тут есть нюансы – мы принимали порядка 1,5 млн.туристов, но и столько же почти было внутренних туристов. Возможно многие компании на микроуровне и пострадали, но на макроуровне проблем нет, а регионы наоборот выиграли и получили большой мультипликативный эффект от сложившейся ситуации», - сказал Джрбашян.
Он подчеркнул, что кризис повлиял на все сектора, почти везде зарегистрированы отрицательные показатели. Хотя, по его словам, по линии производства есть интересные показатели и феномен, где за счет снижения импорта был смягчен спад, но тут также необходимо учитывать и тот факт, что в 2019 году были феноменальные объемы импорта автомобилей.
«С учетом спада в сфере строительства и рынка недвижимости основной проблемой и задачей государства является увеличение капитальных расходов, очевидно, что они должны заменить спад в частном секторе», - сказал он.
Второй важной задачей, как отметил экономист, является необходимость в сложившейся ситуации проводить более активную денежно-кредитную политику.
«На самом деле ситуация позорная – страна находится в кризисе, а рост потребительских цен находится на очень низком, близком к нулю уровню, при том, что денежно-кредитная политика должна быть расширительной», - сказал Джрбашян.
Он также отметил, что пока нет данных по сельскохозяйственной сфере, но производственный цикл тут гораздо длиннее.
Что касается вопроса закупок сельскохозяйственной продукции, то, по его словам, необходимо максимально эффективно использовать имеющийся заложенный потенциал, поскольку предложенные сегодня кредиты и субсидии скажутся через 2-3 года, и, следовательно, резкого позитивного роста в сфере ожидать в этом году не стоит.
Он отметил, что показатели аграрной отрасли ВВП в годовом разрезе серьезно отличаются - в первом полугодии порядка 8,5% влияния на формирование ВВП, а во втором полугодии бывает около 15,2%.
«Следовательно, полагаться на сферу, что она станет спасительным кругом для обеспечения не очень сильного спада ВВП не стоит» – сказал Джрбашян.
По его словам, гораздо важнее, чтобы не было спада, и показатели предыдущего года сохранились, а продукция была максимально закуплена.
«Все шаги правительства в сфере реализации различных программ содействия можно только поощрить, но они покажут свою продуктивность в более длительном разрезе. Правительство с опозданиям, но, в целом, приняло правильные решения, что позволило сохранить более низкий спад. Но проблема и в том, что нет институциональных решений антикризисного управления, которые необходимо разработать и внедрить, поскольку во всем мире число кризисов может возрастать, и у нас должны быть оценки различных рисков. Страна должна легко переходить от обычного управления к кризисному», - сказал Джрбашян. -0-