Как Армения зарабатывает на кризисе: экономист Грант Микаелян – о факторах и плюсах мировой турбулентности

ЕРЕВАН, 5 августа. /АРКА/. Экономист Грант Микаелян в интервью Civilnet представил факторы и обстоятельства, благодаря которым экономика Армения оказывается в выигрыше на фоне международной турбулентности.
С учетом того, что экономическая активность в Армении за I полугодие выросла на 11,8%, а в июне за год – на 18,5%, эксперт пояснил, что эта цифра состоит из разных факторов, которые становятся слагаемыми экономического роста.
«Во-первых, существует определенный тренд, и экономика растет с этой скоростью. В случае с Арменией долгосрочный тренд находится в интервале 4-4,5% в год. На фоне коронавируса у нас был спад в 7,2% в 2020 году, в 2021 году был рост 5,7%, т.е. полноценное восстановление не произошло. Сейчас, во многом идет компенсационный рост, который вызван еще и эффектом низкой базы – каким-то образом мы возвращаемся на старый тренд. Это первый фактор, который является важным», - пояснил он.
По словам Микаеляна, одним из главных составляющих этого тренда является технологический прогресс, а вторым компонентом –становление рыночной экономики не только на институциональном уровне, но и на уровне привычек и культуры. Он добавил, что начинают сказываться определенные структурные изменения: некоторые люди начинают вовлекаться в предпринимательство, и это влияет на экономический рост.
В качестве второго – краткосрочного – фактора, сказавшегося в этом году, экономист назвал отмену в начале года несколько выходных дней на Новый год.
«Это дало приблизительно дополнительно 1% роста за полгода. Это одноразовый фактор, поскольку в следующем году в базе будут эти дни, но 15%-ный прирост в январе был вызван именно этим фактором», - добавил он.
Следующее обстоятельство, по словам Микаеляна – это внешняя турбулентная среда.
«Несмотря на очень тяжелый фон в мире и в евразийском регионе и в Восточной Европе Армения, наверное, впервые на кризисе не теряет, а зарабатывает. Это такой парадокс, но это факт. Как это выражается: имеется резкий рост сектора услуг – в июне он составил 35,5%, в том числе примерно на 70% выросли финансовые услуги. Это, в основном, связано с теми россиянами, которые прибыли в Армению. Так или иначе, это связано с возросшей ролью Армении в финансовых потоках, учитывая общую турбулентность», - сказал он.
Кроме того, как отметил эксперт, на очень большую величину выросли экспорт и импорт: в июне рост экспорта составил 68%, а импорта – 71%, что в разы больше показателей на начало года. При этом он отметил, что избыточный прирост внешней торговли связан с реэкспортом некоторых товаров на рынки ЕАЭС.
«Проявления есть и в других секторах, к примеру, в торговле: розничная торговля выросла на 3%, а оптовая – на 20%. Это также каким-то образом сигнализирует о том, что возросла роль Армении для внешних игроков. Как следствие – экономический рост в Армении ускоряется», - пояснил он.
В качестве еще одного обстоятельства Микаелян добавил то, что в Армению в течение последних пяти месяцев подряд притекает дополнительно 100-150 млн. долларов путем банковских переводов, и это, естественно, также сказывается, в том числе, на курсе драма.
«В июне, скорее всего, приток был самым большим, поскольку драм продолжил укрепляться, и по другим признакам», - сказал он, добавив, что многие центральные банки стали вкладываться в армянские ценные бумаги, что также способствовало росту притока валюты в Армению.
Поэтому, по словам экономиста, Армения на данный момент оказалась в числе стран, которые выигрывают от этой турбулентности, ввиду того, что они стали восприниматься как более безопасные.
«Если до 2022 года Армения воспринималась как страна, находящаяся под очень серьезным риском безопасности, то сегодня это восприятие, особенно извне региона, кардинально изменилось. Практически параллельные визиты представителей национальной безопасности Ирана, США и России говорит о том, что Армения в каком-то смысле стала еще и площадкой для этих стран», - резюмировал он.
Цифры и прогнозы по Армении
Экономический рост Армении в госбюджете на 2022 год предусмотрен в размере 7%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%). ЦБ Армении в июне улучшил свой мартовский прогноз (1,6%) роста экономики страны на 2022 год до 4,9%.
По предварительным данным Нацстаткомитета, ВВП Армении по итогам первого квартала 2022 года зарегистрировал рост на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
ЕАБР в опубликованном в конце мая макроэкономическом прогнозе ожидает, что ВВП Армении в 2022 году вырастет на 1%.
ВБ в июньском докладе ВБ «Перспективы мировой экономики» ухудшил прогноз по росту экономики Армении на 2022 год с 4,8% до 3,5%. Аналитики ВБ ожидают, что ВВП Армении в 2023 году вырастет на 4,6% (прогноз ухудшен по сравнению с январским на 0,8, п.п.), а в 2024 году – на 4,9%.
МВФ в июне текущего года улучшил свой мартовский прогноз (1,5%) по росту экономики Армении до 5%.
АБР в апрельском докладе «Перспективы развития Азии» спрогнозировал замедление роста экономики Армении до 2,8% в 2022 году, а затем, при условии ослабления воздействия экономических потрясений, восстановление до 3,8% в 2023 году.
ЕБРР в марте ухудшил свой прогноз по росту экономики Армении на 2022 год с 5,3% (в ноябре 2021 года) до 1,6%. При этом на 2023 год прогнозируется, что экономика Армении вырастет на 4%.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в марте резко понизило свой прогноз по росту экономики Армении с прежних 5,3% до 1,3%. -0-