Бордачев: армянское общество слабо информировано о выгодах от евразийской интеграции

ЕРЕВАН, 3 апреля. /АРКА/. Как Россия должна действовать в отношении своих партнеров по Евразийскому союзу? Как отнесется Москва к новому рамочному соглашению Армении с Евросоюзом? Как сделать так, чтобы армянское общество увидело плюсы от евразийской интеграции? На эти и другие вопросы в интервью агентству "АРКА" ответил Программный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай", известный российский политолог Тимофей Бордачев.
АРКА – Как отнесется Россия к новому рамочному соглашению между Арменией и Евросоюзом, которое будет подписано в ближайшее время?
Т.Бордачев – Министр обороны Армении Виген Саркисян, выступая на выездной сессии дискуссионного клуба «Валдай», сказал, что самое главное быть честными друг с другом и исполнять свои обязательства. Насколько мне известно, новое соглашение между Арменией и Европейским союзом готовится в обстановке полной открытости по отношению к союзникам Еревана по ЕАЭС.
Кроме того, это соглашение не будет и не может содержать в себе никаких противоречий, по сравнению с теми обязательствами, которые Армения и другие страны ЕАЭС взяли на себя по договору о Евразийском экономическом союзе. Поэтому здесь материальная основа для проблемы, с моей точки зрения, совершенно отсутствует.
Но есть другая небольшая сложность, которая состоит в том, что наши европейские партнеры используют любые наши контакты с ними, как доказательство нашей неуверенности в собственном проекте. И на риторическом уровне, безусловно, любое соглашение страны-участницы Евразийского союза с ЕС, неважно, будь это Армения, Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, будет в европейской политической дискуссии интерпретироваться как подстраховка, как неуверенность в нашем собственном интеграционном проекте. И вот это некий политический, не то чтобы прямой, ущерб, но на уровне риторики. Мы с этим столкнемся и должны быть готовы.
АРКА – Встает технический вопрос, как совместить тесные экономические отношения с ЕС с присутствием страны в составе ЕАЭС?
Т.Бордачев – Зона свободной торговли - это одно, а преференциальные торговые соглашения, режим наибольшего благоприятствования (GSP+) - другое. То есть главное, чтобы не было юридических противоречий. Сейчас таких противоречий, насколько мне известно, нет. То есть, это соглашение с ЕС не содержит ничего, что будет запрещать Армении исполнять свои обязательства по договору о ЕАЭС. А дальше мы увидим конкретные результаты. Я, честно говоря, не думаю, что они будут какие-то разрушительные для евразийской интеграции
АРКА – Напряженность в отношениях между Россией и Белоруссией вызывает скепсис по отношению к ЕАЭС, дополнительные аргументы у противников евразийской интеграции. Как видят в Москве формат отношений с партнерами по ЕАЭС?
Т.Бордачев – Да, вы совершенно правы, Евразийский экономический союз встречает яростное сопротивление и неприятие, в первую очередь, в Европе. Естественно, такого рода общение, которое сейчас происходит между РФ и Белоруссией, будет интерпретироваться, использоваться не в нашу пользу.
С другой стороны, мне кажется, что такого рода обострение в каком-то смысле было неизбежно, потому что наши отношения с Белоруссией должны выйти из постсоветской эпохи, когда они основывались исключительно на личных контактах, на каких-то двусторонних, закрытых для других преференциях, на неких особых условиях. Мы должны эти отношения переводить уже в режим Евразийского экономического союза.
Никто не спорит с тем, что Россия должна помогать своим партнерам по ЕАЭС, потому что это для нее будет выгодно и экономически, и политически, и в сфере обеспечения безопасности. С другой стороны, за это Россия должна будет платить, но платить она должна не чемоданами с деньгами и не бесконечными скидками на энергоресурсы. A платить она должна тем, что экономическая дипломатия Евразийского союза будет продвигать интересы стран-членов в переговорах с внешними партнерами. Если, предположим, Вьетнам или Малайзия хотят иметь соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, то они должны покупать, предположим, белорусские тракторы или армянские овощи или фрукты. Или если Китай хочет получить доступ на рынок стран Евразийского экономического союза, он обязан снять ограничения для армянского вина. Мы должны работать в таких категориях, не осуществляя прямые финансовые трансферты, хотя это все равно неизбежно через бюджет ЕАЭС, через ЕАБР, но, в первую очередь, путем продвижения экономических интересов друг друга на внешних рынках. Это мне представляется очень важным.
Возьмем тот же пример, случай с Арменией. В стране активно развивается виноделие, а Китай – это растущий рынок вина. Вообще, азиатскиe рынки, это растущие рынки вина, и сейчас наша евразийская дипломатия должна заниматься тем, чтобы продвигать товары стран-членов на эти рынки.
АРКА – Армянское общество не видит существенных результатов от участия республики в Евразийском союзе. Каким образом можно будет ему продемонстрировать плюсы от евразийской интеграции?
Т.Бордачев – Армянское общество еще в значительной степени не видит своих выгод, потому что ему об этом недостаточно активно рассказывают. Во всех странах ЕАЭС есть проблема плохой информированности граждан о том что им дает евразийская интеграция.
В конце концов, армянскому обществу евразийская интеграция дает одинаковые права на российском рынке труда, что уже не мало для армянского населения. Мы должны понять, что без евразийской экономической интеграции, у граждан Армении, предположим, или Кыргызстана, Белоруссии не было бы одинаковых с россиянами прав на российском рынке труда. Это уже очень много. Это важно. Эти вещи нужно людям говорить.
АРКА – Какие неиспользованные скрытые резервы вы видите для развития евразийской интеграции?
Т.Бордачев – За счет привлечение прямых иностранных инвестиций. Если, предположим, Южная Корея хочет соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС, мы должны в этом соглашении иметь четкие гарантии, институциональный механизм поступлений инвестиций в ЕАЭС из этой страны. И не только, туда, куда эти инвестиции традиционно идут – в Россию или Казахстан, но и в такие страны- члены ЕАЭС, как Армения. Поэтому нужно создавать механизмы, совместные банки, подключать внешних партнеров к существующим у нас институтам. А сами страны- члены ЕАЭС должны предлагать четкие, понятные инвесторам проекты для реализации на своей территории, создания рабочих мест, производства продукции. --0--