Рейтинг@Mail.ru
USD
397.78
EUR
408.04
RUB
3.874
GEL
140.07
среда, 15 января 2025 г.
погода в
Ереване
-2

Архиепископ Хажак Парсамян: армянам нужна мечта и новая стратегия

23.03.2021, 13:33
Патриарший делегат Западной Европы, архиепископ Хажак Парсамян в эксклюзивном интервью агентствам "АРКА" и "Новости-Армения" в рамках спецпроекта «Армения: будущее есть!» рассказал о героизме армян, своем видении выхода из кризиса и необходимых для этого действиях
Архиепископ Хажак Парсамян: армянам нужна мечта и новая стратегия

ЕРЕВАН, 23 марта. /АРКА/. Патриарший делегат Западной Европы, архиепископ Хажак Парсамян в эксклюзивном интервью агентствам "АРКА" и в рамках спецпроекта «Армения: будущее есть!» рассказал о героизме армян, своем видении выхода из кризиса и необходимых для этого действиях.

– Ваше Высокопреосвященство, в своем прошлогоднем обращении 24 апреля Вы заявили, что жертвы Геноцида армян позволили армянам сохранить свою национальную идентичность и веру. После последней войны для нас, как никогда важно понять, кто мы, армяне, как нация?

Х.Парсамян - Этот вопрос можно разделить на две части. Святые жертвы Геноцида армян, естественно, сами решили сохранить свою веру, идентичность, национальное сознание и готовы были за это погибнуть. И, как вы знаете, многие из них погибли. Некоторые решили принять ислам и таким образом спастись. Но те мученики, которые отдали свою жизнь, знали, что ценой своей жертвы позволят армянству сохраниться. Как было сказано во время Аварайрской битвы под предводительством Вардана Мамиконяна: "Неосознанная смерть – это смерть, смерть же осознанная - бессмертие". Они погибли с сознанием того, что их жертвы сделают возможным продолжение армянства. Мы благодарны им за это. Самое важное, что Господь создал нас свободными и дал нам неограниченные возможности, но решения принимаем мы сами. Мы ответственны за свои решения и их результаты. Иногда, когда мы совершаем тот или иной шаг, который ведет нас в неправильном направлении, то начинаем винить в этом других. Но уверенный в себе и мудрый человек, прежде чем обвинять кого-то, задумается о своем поступке и выбранном им пути.

- И какую дорогу мы выбрали как нация?

Х.Парсамян - Жертвы Геноцида армян предпочли погибнуть, чтобы жизнь армянства продолжалась. И слава Богу, так и произошло - и на родине, и за границей. Вопреки сложностям, жизнь армянства продолжается. А вторая часть вашего вопроса: «Кто мы?» – это то, о чем мы всегда должны себя спрашивать. Как говорил апостол Павел, иногда хорошо допросить самого себя. На вопрос о том "Кто мы?", люди могут ответить по-разному.

– Будучи духовным пастырем, как Вы ответите на этот вопрос?

Х.Парсамян - В ходе своего служения в качестве священнослужителя с 1971 года я встречался с очень разными армянами в разных странах. У каждого из них свой уникальный облик. Например, в исторической Западной Армении, которая сейчас находится на территории Турции, были армянские села, и их жители сохранили свою национальную идентичность. Они не знают армянского языка, иногда даже турецкого, говорят на курдском, но соблюдают все каноны армянской церкви. Некоторые из них позже переселились в Армению, осели здесь и считают себя армянами (сасунцами). Человек сам должен решать, кто он. Многие из нас не уверены, что генетически являются армянами. При этом я знаю детей от смешанных браков в США, которые говорят только по-английски, однако считают себя армянами и готовы всеми силами помогать армянству. Я также знаю армян, которые прекрасно владеют армянским, но никак не участвуют в жизни армянства. Все это очень личное. И тут надо быть очень осторожным, потому что когда мы устанавливаем границы, мы отсекаем некоторых людей от принадлежности к армянству.

arkhiepiskop_khazhak_parsamyan_armyanam_nuzhna_mechta_i_novaya_strategiya - рис.1

- То есть, армяне - это те, кто считает себя армянами?

Х.Парсамян - Да, но детей воспитывают родители. Мы как нация должны создать некий путеводитель, где было бы указано, каким образом мы хотим развивать в детях армянскую идентичность, с учетом наличия диаспоры. Мы знаем, что из 10 миллионов армян, 7 миллионов проживают за пределами Армении. Осознавая это, надо создать обобщенную программу, как воспитывать армян в Армении и в разных странах.

- Сохранили ли мы свою идентичность на протяжении веков?

Х.Парсамян - Это было наше решение, и мы решили сохранить. Для меня самое красивое проявление армянской идентичности - дух Вардананц, в котором проявляется национальное сознание. (В 451 году произошла знаменитая Аварайрская битва под предводительством полководца Вардана Мамиконяна. Это сражение - один из символов бессмертия армянского народа и христианского духа. Армяне, отказавшись подчиниться персам и принять зороастризм, подняли восстание, объединившее все население страны. Восстание получило название «Вардананк» в честь его лидера – Вардана Мамиконяна, которого спустя 14 веков Армянская церковь канонизировала – ред.) .

Именно этим и был подготовлен "Золотой век" армянской истории (V век – ред.). Именно тогда армяне доказали, что ничто не может лишить их веры и идентичности. Если сегодня мы примем такое решение и будем работать в этом направлении, то добьемся успеха, потому что Господь дал нам неограниченные возможности. Нам решать, использовать их или нет и нести ответственность за это.

- Вы представляли Армянскую церквь в разных странах и общались с армянами во всем мире. Можно ли говорить о целостности армянства, или условия жизни и среда сделали непреодолимыми различия между армянами из разных стран?

Х.Парсамян - Я родился в области Арабкир исторической Армении, вырос в Константинополе (Стамбул с 1930 года), получил там образование в армянской гимназии, продолжил его в Иерусалиме, где был рукоположен и служил как представитель церкви. Затем учился в Европе и жил в США в течение 35 лет, побывал в разных странах. Но где бы я ни был, я видел активную жизнь армянства. Самое важное, что куда бы ни приехали армяне, первым делом они строили церковь. Первая христианская церковь в Сингапуре - армянская. И в Китае, и в Индии, и в других странах армяне строили церкви, а рядом школы. Это было их решение. Они работали день и ночь, но строили церкви на свои сбережения. И именно церкви позволяют армянам продолжать оставаться армянами.

arkhiepiskop_khazhak_parsamyan_armyanam_nuzhna_mechta_i_novaya_strategiya - рис.2

- То есть, армян за границей объединяют церковь и школа?

Х.Парсамян – В целом, церковь, гимназия, национальные институты сохраняют армянство насколько возможно, но у каждой общины - свой уникальный облик. И это хорошо. Наш опыт проживания в разных странах и понимание психологии коренных жителей, может принести большую пользу. К примеру, будущий бизнесмен Геворк Овнанян, которого я очень хорошо знаю, родился в Ираке. Он там преуспел, но после революции переехал в США, где создал строительную компанию. Когда начались проблемы с Ираком, и президент США отправил туда армию, Овнанян, будучи влиятельным республиканцем, написал президенту Бушу письмо, в котором описал, с какими проблемами столкнется американская армия в Ираке и почему. И его прогноз оправдался, потому что Овнанян знал Ирак. То, что армяне проживают в разных странах, дает нам большое преимущество, и при необходимости, мы можем его использовать с пользой для мира. Это не преувеличение.

- А могут эти армяне помочь Армении в этот тяжелейший исторический момент, который мы сейчас переживаем?

Х.Парсамян - Несомненно. Все армяне помогут. Во время этой Арцахской войны каждая община организовывала митинги, принимала участие в сборе средств для Всеармянского фонда. Вообще, со времен независимости каждая община помогала Армении.

- Я не имею в виду деньги. Готовы ли они вернуться в Армению и строить государство?

Х.Парсамян - Конечно. Лучшая модель - еврейская. Израиль вначале был маленьким государством, но когда он начал развиваться экономически, политически, культурно из разных стран - России, далекой Эфиопии и даже США, начали приезжать люди, и они приезжают по сей день.

arkhiepiskop_khazhak_parsamyan_armyanam_nuzhna_mechta_i_novaya_strategiya - рис.3

- На протяжении более века именно факт Геноцида являлся связующим звеном между армянами во всем мире. Не считаете ли Вы, что это способствовало развитию комплекса жертвы и привело к пораженческим настроениям?

Х.Парсамян - Я много раз говорил и повторю, что нам надо найти пути освобождения от психологии жертвы. К 100-летию Геноцида армян Армянская Апостольская Церковь в Первопрестольном Святом Эчмиадзине причислила жертвы Геноцида армян к лику святых. Это стало лучшим поводом дать нам понять, что они являются носителями силы и могущества, готовыми пожертвовать жизнью ради своей идентичности. Надо освобождаться от психологии жертвы, потому что она не придает сил человеку или нации, наоборот, связывает руки. Мы должны освободиться от этого, чтобы стать сильнее.

- Мы должны сказать себе, что мы нация героев, потому что веками могли сражаться за свою идентичность?

Х.Парсамян - Конечно. Последователи Вардана Мамиконяна - герои, поскольку погибли за свою Родину и веру. То же самое сделали жертвы Геноцида армян. Они могли принять другое решение, (некоторые так и поступили), но остались непобежденными. У них была смелость и сила, которые нам нужны. Мы не должны воспитывать молодое поколение только на истории Геноцида армян. Естественно, это часть нашей истории, и мы должны приложить усилия для того, чтобы это не произошло ни с одним народом. Но наша история уникальна, и мы должны воспитывать детей, основываясь на ней, чтобы они гордились, а не страдали комплексом жертвы.

- В конце концов, мы смогли сделать так, чтобы Турция не достигла своей цели по уничтожению армянства. Мы есть, мы сохранились.

Х.Парсамян - Конечно. И это было наше решение.

arkhiepiskop_khazhak_parsamyan_armyanam_nuzhna_mechta_i_novaya_strategiya - рис.4

- Как народ, первый принявший христианство в качестве государственной религии, мы прошли долгий путь. Можно ли утверждать, что мы правильно развиваемся в плане духовности в последние годы?

Х.Парсамян - Каждое время имеет свои подходы. Вот мы говорим, что являемся первой христианской нацией. Но если задуматься, то в этом проявилась мудрость нашего народа. В то время, когда весь мир осуждал и преследовал христиан, мы приняли веру, завет и истину Христа в качестве национальной идеи. В этом проявляется острота мысли и глубокое понимание. Это лучшее проявление характера нашего народа. Наш народ сделал этот шаг более 1700 лет назад. Это было его решение. А сегодня мы должны решить, как жить дальше.

- Но мы продолжаем исповедовать основные христианские ценности?

Х.Парсамян - Я полагаю, что в современном мире, как и во все времена, есть разные силы, которые заставляют нас отречься от этих ценностей. Если мы окажемся слабыми, то поддадимся им. По моим личным наблюдениям, эти тенденции стали просачиваться и во внутреннюю жизнь нашего народа. Но это не ново. Процесс секуляризации начался с конца XIX века в Европе, в частности, во Франции и Германии. Наша молодежь, которая обучалась там, вернулась в Армению или Западную Армению, естественно, заняв руководящие должности. Начали создаваться политические партии. Это отдалило нас от корней. Следствием этого стал Геноцид армян. И мы потеряли как минимум 95% территории Западной Армении, а также богатейшее духовное и национальное наследие.

- И после бархатной революции в Армении определенная часть общества начала гонения на церковь. Не видите ли Вы в этом подрыв устоев не только духовности, но и государственности, что чревато новыми потерями?

Х.Парсамян - И опять-таки это должны решать мы. Если мы решим, что для нас важны государство и церковь, то должны заботиться о них. Если дитя совершает ошибки, любящие родители стараются их исправить. И мы должны подойти к этому с такой же любовью. Этот подход - проявление любви.

- Армянское духовенство всегда играло большую роль в жизни нашего народа. Оно не только было хранителем духовных ценностей, наставником, историографом, но зачастую с оружием в руках сражалось, защищая родную землю. Не считаете ли вы, что с годами роль церкви в жизни армянского народа снизилась, и между церковью и ее паствой нет диалога?

Х.Парсамян - Церковь - это не только я. Все крещенные - ее часть. Апостол Павел говорил, что церковь - это тело, а главой является Христос. Но у нее есть и другие органы. Могу ли я сказать, что палец важнее уха? У каждого своя роль. Каждый играет свою роль в жизни церкви.

arkhiepiskop_khazhak_parsamyan_armyanam_nuzhna_mechta_i_novaya_strategiya - рис.5

- То есть, это вина всех нас?

Х.Парсамян - Да. Это наше упущение. Кто такой священник? Часть народа, сын своих родителей. Не нужно проводить разграничительных линий, так как это опасно. Я решил стать священником, потому что верю, что могу служить своему народу. И по сей день в рамках своих скромных возможностей я стараюсь вносить свою лепту. Например, я всегда работал с министрами иностранных дел и послами Армении и оказывал посильную помощь в рамках своих полномочий.

- Католикос Всех Армян призвал премьер-министра Никола Пашиняна подать в отставку для разрешения политического кризиса. Каково Ваше видение его разрешения? Что необходимо сделать?

Х.Парсамян - Я согласен с вами насчет кризиса. Каждый знает, что положение тяжелое. Любой армянин, независимо от политической принадлежности и места проживания, понимает, что время тяжелое, а ситуация запутанная. Мы потерпели поражение в войне, потеряли территории и имели жертвы. Естественно, все это привело к психологической травме. Люди разгневаны, находятся в смятении, разочарованы, обвиняют друг друга. Это последствия травмы. Поэтому нам надо остановиться и успокоиться. Во всем мире есть умные, мудрые, успешные армяне, в том числе и в Армении, России. Их надо объединить. Желательно, чтобы они не принадлежали к политическим партиям, во избежание политических игр. Надо задать вопрос: чего мы хотим, какого будущего, какую Армению? Надо сформировать мечту, видение. И надо разработать стратегию, чтобы достичь ее. Есть и армянские консалтинговые компании, которые помогут все это систематизировать. Вновь приведу в пример евреев. Они годы назад разработали четкую стратегию: мечтали вернуться в Иерусалим.

- Две тысячи лет повторяли: следующий Новый год в Иерусалиме...

Х.Парсамян - Да. Следовательно, их видение было четким. На основании своей программы они достигли цели. И мы должны работать по программе. Я уверен, что тогда мы добьемся успеха.

- Наши агентства запустили спецпроект под названием «Армения. Будущее есть». Его основной целью является найти пути выхода из кризиса и внушить людям веру в будущее. И я не могу не спросить у Вас: вы верите в будущее Армении? В то, что наша страна снова встанет на ноги и сможет преодолеть последствия катастрофы?

Х.Парсамян - Конечно, верю. Иначе я не продолжал бы оставаться армянским священником. Я не только верю, но готов помочь в меру своих скромных возможностей, чтобы это стало возможным. И рад, что ведется работа, чтобы выйти из этого состояния, которое не устраивает ни одного армянина. Это очень важно, а значит, мы должны изменить ситуацию. -0-