Рейтинг@Mail.ru
USD
396.56
EUR
413.89
RUB
3.71
GEL
141.38
пятница, 3 января 2025 г.
погода в
Ереване
-5

Армении следует активно развивать винный туризм

14.05.2012, 10:56
Эксклюзивное интервью председателя Союза виноделов Армении Авага Арутюняна агентству «АРКА»
Армении следует активно развивать винный туризм
Эксклюзивное интервью председателя Союза виноделов Армении Авага Арутюняна агентству «АРКА»

«АРКА» - Господин Арутюнян, как вы оцениваете состояние армянского рынка алкогольной продукции? Какие тенденции наблюдаются в плане ценовой политики, и с чем это связано? 

А. Арутюнян - Производители вина жалуются на сокращение уровня продаж, что объясняется, во-первых, общемировыми тенденциями, а во-вторых, появлением на рынке новых игроков. Это особенно чувствительный процесс для ценового сегмента вин стоимостью от 1200 до 3000 драмов. В результате конкуренции цены снизились, однако, существенно упали объемы продаж у ранее лидировавших на этом рынке компаний, так как часть их доли перетянули новые производители.  

Конкуренция между гигантами средней ценовой ниши приводит к тому, что падают цены также в более низком сегменте - до тысячи драмов. Вместе с тем появление новых конкурентов на рынке привело к улучшению качества армянского вина, и рост цен на ширпотреб нам не грозит. С другой стороны, на рынке постепенно появляются производители, которые хотят изготавливать высококачественные и дорогие вина, в связи с чем мы наблюдаем рост цен в сегменте от 2 тысяч драмов и выше. Однако, это не так важно для обычного потребителя, потому что этот сегмент предназначен для  узкого круга покупателей.

При этом повышение ставки акцизного налога привело к частичному подорожанию плодоягодных вин, причем цены подняли только те производители, которые используют качественное сырье. Таким образом, рост акцизов привел к тому, что производить плодоягодные вина становится невыгодно, и те планы, которые были у производителей по расширению сырьевой и производственной базы, отошли на второй план. Наш Союз предложил правительству пересмотреть ставки акцизного налога, и думаю, это будет сделано уже осенью. 

Могу четко сказать, что мы наблюдаем перманентное повышение качества на внутреннем рынке. Конечно, наша продукция продолжает конкурировать с импортируемыми винами  – они в основном хорошего качества и стоимостью от 2,5  тысячи драмов. Основную конкуренцию армянским винам составляют чилийские, французские и итальянские вина, которые препятствуют развитию сегмента дорогого отечественного вина. 

Что касается рынка коньяка, то здесь мы не наблюдаем снижения цен.


«АРКА» - Соответствует ли алкогольная продукция армянского производства международным стандартам, и можем ли мы конкурировать с другими производителями на рынках СНГ и Европы?

А. Арутюнян - Наши вина в большинстве своем на европейском рынке неконкурентны. У каждого производителя мы можем найти лишь небольшой объем продукции, который соответствует международным стандартам. Но если говорить о стабильном развитии, промышленных масштабах производства - такой продукции у нас нет. Кроме того, существуют определенные проблемы в области ценовой политики. 75% потребляемого вина на мировом рынке стоит примерно 2,5 евро. Наши вина в этом сегменте конкурентоспособные, но весь вопрос в том, что в силу геополитических особенностей, условий транспортной блокады, мы не сможем экспортировать их в Европу и продавать по такой низкой цене.

Таким образом, имеет смысл экспортировать вина в сегменте около 4-7 евро, в который мы должны попасть,  ниже, как я уже говорил, нет смысла, а в сегмент 10-15 евро - нам пока не  позволяют попасть, в частности, наши технологии, сырьевая база, качество винограда.

Если говорить о рынке коньяка, прогнозы пока неутешительные. Дело в том, что последние двадцать лет непрерывно наблюдается снижение качества армянского коньяка. После распада СССР и приватизации основной запас старых коньячных спиртов сохранился всего у нескольких заводов. 

Кроме того, фермеры уже не могли выращивать те сорта винограда, которые используются для изготовления коньяка. Из-за финансовых затруднений производители потеряли прежние рынки сбыта и в результате стали выкорчевывать виноградники. Из ранее обрабатываемых примерно 30 тысяч гектаров виноградников к 2000 году осталось 13 тысяч гектаров. 

И хоть с 1998 года начался подъем, наметились какие-то подвижки, но по-прежнему отсутствовали механизмы регулирования и контроля качества как в Армении, так и в России, куда экспортируется  90% нашей продукции.

Все это привело к тому, что мы стали продавать не очень качественный коньяк, но и российский потребитель, в свою очередь, особо высокого качества коньяка и не требовал. Около 90% коньяка, который мы продаем на российском рынке, это трехзвездочный коньяк. Он, конечно, по качеству лучше молдавского, азербайджанского и российского коньяков, но не лучше, к примеру, французского. 

Мы долгое время оставались на российском рынке благодаря низким ценам. Так, если пол-литровая бутылка французского коньяка стоила от 700 рублей, то наши коньяки продавались по 500-600 рублей. Но сегодня цены на виноград растут, а это означает, что мы уже не сможем руководствоваться прежней ценовой политикой, чтобы сохранить позиции на рынке. 

Цены на наш коньяк будут постепенно повышаться, и дистанция между армянскими и более дорогими коньяками будет сокращаться. А если разница в цене будет невелика, российский покупатель, скорее всего, предпочтет французский коньяк армянскому. 

Еще одно негативное явление связано с  использованием бренда. В Европу армянский коньяк экспортируется как бренди, в отличие от России. Понятно, что рано или поздно мы не сможем использовать название «коньяк» и на российском рынке, и наш коньяк попадет в ценовую нишу для бренди, который дешевле коньяка, а это может повлиять на величину экспорта. 

«АРКА» - В правительственной стратегии экспортоориентированной промышленности  коньячное дело отмечено в качестве одной из отраслей с высоким экспортным потенциалом. Что, по- вашему, должно предпринять государство, чтобы стимулировать экспорт армянской алкогольной продукции, в частности, вин и коньяка? 

А. Арутюнян - Правительство сделало большую ошибку, когда взялось за развитие коньячного дела, не упомянув в стратегии о виноделии, хотя позже, по нашему настоянию это упущение было исправлено. Тем не менее, прежде чем стимулировать экспорт вина, необходимо решить множество проблем. Некоторые из них я уже упомянул, другие связаны с тем, что коньяк существует за счет винных ресурсов. 

Во Франции коньяком занимаются в регионе, где другие вина не производят. Выращиваются  такие сорта винограда, которые используются только в производстве коньяка. То есть в этом регионе производят только коньяк, что в целом не мешает производству вина. 

У нас  же сырьевая база для коньяка и вина одна и та же. В Араратской равнине находится 75% виноградников Армении. Пригодный для производства коньяка виноград созревает в первой декаде сентября, а для производства вина – спустя месяц. 

Владельцам виноградников очень сложно выдерживать эти сроки, в итоге весь урожай винограда собирается практически одновременно, несмотря на то, что для качественного вина виноград дольше вызревать, чтобы набрать нужную сахаристость. 

«АРКА» - Что сегодня предпочитают пить наши сограждане, и как изменилось соотношение потребления вина, коньяка, пива и водки на душу населения за последнее время?

А. Арутюнян - Мы производим много коньяка, но пьем его мало. Наш основной ориентир - это внешний рынок. 

Объемы продаж водки упали, и эта тенденция прослеживается уже пятый год подряд. Хотя водка все еще доминирует в общем объеме потребляемого алкоголя, но ее доля падает за счет увеличения потребления вина. 

«АРКА» - Какова, по вашим оценкам, доля контрафакта на армянском рынке алкогольной продукции, и как с этим можно бороться?

А. Арутюнян - Методов борьбы очень много, но самое главное, чтобы общество не позволяло изготавливать и продавать такую продукцию. Проблема, на самом деле, кроется в нас. Ведь если  потребитель видит в магазине качественный продукт, а рядом бутылку с подобным названием, но дешевле в три раза, и покупает именно более дешевый, некачественный, а порой опасный для здоровья товар, то вина за это целиком ложится на него. И винить здесь никого нельзя. 

«АРКА» - Во всем мире развит так называемый «винный туризм». Посещение винодельческих районов и общение с профессионалами интересует не только туристов, но и производителей вина, виноторговцев и владельцев ресторанов. Каковы перспективы развития этого вида туризма в нашей стране? 

А. Арутюнян - Винный туризм подразумевает наличие определенных условий, во-первых, самого виноградника в сочетании с живописным ландшафтом. Большинство наших виноградников были посажены 50-60 лет назад по старой советской технологии, они уже старые, частично пришедшие в негодность, частично выкорчеванные. 

Во-вторых, для винного туризма нужен винзавод, но, опять же, не советского типа, а маленький, уютный, старинный, типа «Шато». Третий сегмент винного туризма – это культурные, исторические памятники, которые у нас есть, но у нас нет инфраструктуры по обслуживанию туристических маршрутов.

Однако, потенциал есть, и он очень большой - у нас фантастические условия, которые мы не используем. Мы сейчас разрабатываем совместно с некоторыми организациями оптимальные маршруты винного туризма, и где-то через 5-7 лет у нас будут первые хорошие маршруты. 

На мировом рынке вина каждые 50 лет происходят революционные процессы. 40-50 лет назад люди захотели узнать, что такое вино из экзотических стран и открыли для себя вина Чили, Аргентины, Новой Зеландии, Южной Африки, Уругвая и т.д. Эти государства воспользовались интересом, разработали оптимальные инвестиционные технологии, и сейчас вина этих стран конкурируют с винами Старого Света. 

Уже 5-10 лет на мировом рынке идет очередное брожение - люди хотят узнать и попробовать вино из тех регионов, которые исторически считались колыбелью человечества, родиной винограда и виноделия – а это наш регион. В этом контексте надо активно развивать винный туризм и стараться не сдавать свои позиции, потому что у нас есть серьезные конкуренты –Турция, Грузия, Азербайджан, а также Иран, Сирия, Израиль, Палестина – все они активно работают в этой области.—0--