Дмитрий Панкин (ЕАБР): для банков развития кризис - активный период
О новых проектах в Армении, устойчивости экономики РФ, цене на нефть и курсах валют в эксклюзивном интервью агентству «АРКА» рассказал Председатель Правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин
АРКА – Дмитрий Владимирович, какое значение имеет подписанное на днях Соглашение о выделении Армении инвестиционного кредита? Какой объем средств предусматривается предоставить в рамках этого документа? И какие выгоды может извлечь Республика в результате реализации нового проекта?
Д.Панкин – В ходе недавнего визита в Армению делегации Евразийского банка развития с Правительством Республики было подписано Соглашение о финансировании проекта «Модернизация оросительных систем» за счет средств Евразийского фонда стабилизации и развития. Это стратегически важный проект.
Проект входит в третью очередь долгосрочной национальной программы по восстановлению и перестройке оросительной и дренажной сети Армении. Его реализация позволит достичь экономии расходов на электроэнергию, эксплуатацию и содержание сетей почти до 2 млн долларов США ежегодно. По предварительным подсчетам, ожидаемый рост площади орошаемых территорий достигнет 10 433 га, а бенефициарами проекта станут порядка 114 тыс. человек.
Сегодня в Армении наиболее перспективными являются такие отрасли экономики как горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. Остановлюсь подробнее на второй. Из-за последствий санкций рынок в России претерпел значительные изменения, которые создают благоприятные условия для Армении. При наличии производственных мощностей она может повысить свою долю присутствия на рынке. Я считаю, что Армения с помощью вышеупомянутых проектов, которые позволят реконструировать оросительные системы и обеспечить сельскохозяйственное производство, способна производить конкурентоспособные сельхозтовары, которые можно экспортировать, в том числе и на рынок Российской Федерации.
Суть проекта заключается в реконструкции мелиоративных каналов всей системы орошения, которая раньше функционировала за счет устаревших насосов и требовала большого расхода электронергии. А сейчас мы переходим на естественное орошение, за счет чего, соответственно, достигается эффект грин-технолоджи.
Согласно документу, в 2016 году начнется реализация пятилетнего проекта «Модернизация оросительных систем», общим объемом финансирования в 50 млн долларов США (40 млн долларов - льготный кредит ЕФСР и 10 млн долларов - софинансирование Армении). Кредит предоставляется сроком на 20 лет, из них 10 лет – льготный период - по ставке 2% годовых. Это очень выгодные для Республики условия.
АРКА – Какие еще проекты в Армении находятся в сфере интересов Банка и управляемого им Фонда?
Д.Панкин – Миссия банков развития - заниматься инфраструктурными проектами. Это дороги, электроэнергетика, строительство мостов, дамб. В Армении мы подписали Соглашение о строительстве автотранспортного коридора «Север-Юг». Общая сумма проекта составляет 150 миллионов долларов. В настоящее время идет подготовка к рассмотрению очередного этапа строительства автомобильной дороги, ожидаем, что будут подготовлены все экономические обоснования. Также мы работаем над проектом, который можно в определенной степени назвать продолжением оросительного проекта. Речь идет о постройке водного резервуара Мастара, необходимого для функционирования оросительных систем. Уже получено подтверждение, что разработка ТЭО данного проекта будет финансироваться за счет международных средств. Также мы рассматриваем (но решение пока не принято) коммерческие проекты. Например, в сфере электронергетики, в частности, речь может идти о нашем участии в реконструкции электросетевого хозяйства. Известно, что в связи с решением о повышении тарифов в Армении возникли определенные сложностях. С одной стороны, тарифы должны быть окупаемыми. С другой, не секрет, что монополии любят включать различные издержки, не имеющие отношение к делу, в эти тарифы. Поэтому здесь нужен очень грамотный, взвешенный подход. Если независимый аудит придет к выводу о том, что есть обоснованные затраты и их надо покрывать за счет тарифов, тогда это откроет возможности финансирования проектов в сфере электроэнергетики.
АРКА – С армянскими банками продолжаете работать?
Д.Панкин - Да, продолжаем. В рамках поддержки развития предприятий малого и среднего бизнеса мы выделили 10 миллионов долларов Ардшинбанку и по 15 миллионов Америабанку и Банку ВТБ (Армения). При этом накопленный инвестиционный портфель ЕАБР в Армении составляет примерно 125 миллионов долларов.
АРКА – Какова судьба кредита ЕАБР на 300 миллионов долларов, предназначенного для стабилизации экономической ситуации в Армении?
Д.Панкин – Все идет по плану. Макроэкономические шаги полностью согласованы с правительством Республики. Проект прошел одобрение всех экспертных советов и вынесен на рассмотрение Совета ЕФСР. После принятия официального решения Совета Фонда о выделении кредита, будут согласованы условия предоставления средств, после чего последует ратификация соглашения армянской стороной. Не исключено, что первый транш в объеме 100 миллионов долларов будет предоставлен уже до конца этого года. Последующие два транша будут рассчитаны на 2016 - 2017 годы.
АРКА - Могут ли сложности в экономике государств- участников ЕАБР повлиять на инвестиционную политику Банка в этих странах?
Д.Панкин – Хочу обратить ваше внимание на следующие обстоятельства. Коммерческие банки в кризис обычно свертывают финансирование, так как оно становится более рисковым и убыточным. В этой ситуации им лучше пересидеть в ликвидности, чем заниматься кредитованием инвестиционных проектов. У традиционных банков развития позиция другая. Во время кризиса они действуют наоборот: увеличивают кредитование, поскольку их миссия - стимулировать экономический рост, что особенно актуально в кризисный период. Нам бы тоже надо активизировать кредитную деятельность. Но, к сожалению, у нас много проблемных кредитов, не связанных с Арменией. В частности, это «Мечел» (одна из ведущих мировых компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. - Ред.), зерновые проекты в Казахстане. Наш кредитный портфель за последние 2 года существенно сократился. Поэтому для ЕАБР сейчас стратегически важная задача – переломить эту тенденцию и активизировать работу, сформировать более эффективную команду, которая работала бы по проектному финансированию и по расширению кредитования, несмотря на тяжелую ситуацию, кризисные явления, сокращение производства, недостаток инвестиционных проектов. Потенциал у нас есть. В России мы остались одним из немногих банков, на которые не распространились санкции. Поэтому мы можем привлекать финансирование с западных рынков капитала.
АРКА – МВФ в своем октябрьском обзоре спрогнозировал экономический рост в Армении в 2015 году в размере до 2,5%. Согласны вы с такими оценками фонда?
Д.Панкин – Прогнозы ЕАБР были близки к прогнозам других международных организаций. Однако показатели роста в Армении за второй квартал и первое полугодие текущего года для нас оказались неожиданностью. Никто не прогнозировал рост армянской экономики выше 5% за второй квартал и 3,8% за первое полугодие. Сейчас есть понимание, что прогнозы на третий и четвертый кварталы уже не такие радужные, как за первые шесть месяцев года. Поэтому я бы не торопился с прогнозами и не стал бы говорить, что Армения сильно выбивается из числа стран ЕАЭС, где почти все в минусе. У РФ в первом полугодии спад на 3,4%, у Беларуси спад на 3,3%, у Казахстана незначительный рост - 1,7%.
АРКА – Когда можно будет ожидать восстановление стабильного экономического роста в странах-членах ЕАЭС, и что для этого нужно сделать?
Д.Панкин – В ближайшие два года перспективы восстановления цен на энергоресурсы и на сырьевые товары слабы, а следовательно, слабы и перспективы активного роста экономики, в странах ЕАЭС. Но, как известно, нет худа без добра. Что я имею в виду? В 2000-х годах зарплата в наших странах росла быстрее, чем производительность труда. Отчасти так решались политические задачи: нужна была поддержка населения, поэтому стимулировался рост зарплат и соцвыплат. А производительность труда оставалась при этом на низком уровне. Это привело к потере странами конкурентоспособности на мировом рынке - стало выгоднее производить товары в Китае, во Вьетнаме, Малайзии, где дешевая и трудолюбивая производительная сила, но только не внутри наших стран. Сейчас происходит определенная коррекция. Девальвация в странах ЕАЭС, снижение заработной платы в определенной мере снижают издержки и ситуация начинает выравниваться. На мой взгляд, это тоже должно послужить определенным стимулом к последующему экономическому росту, может, через 2-3 года.
АРКА – Не могу не спросить относительно поведения рубля. Каковы Ваши прогнозы?
Д.Панкин – Рубль четко привязан к ценам на нефть. Если нефть будет на рубеже 50-55 долларов за баррель, наверное, и рубль будет колебаться в нынешних пределах. Если же пойдет рост нефтяных цен, то можно будет ожидать существенного укрепления рубля. При падении нефтяных цен до 40 долларов за баррель(в 30 долларов за баррель я не верю) можно ожидать девальвацию рубля. В любом случае, сегодня делать какие-либо прогнозы - пустое занятие.
АРКА – Российская экономика выдержит, если будет 40 долларов за баррель?
Д.Панкин – Наши расчеты показывают, что выдержит. Возможно, рубль еще упадет, темпы роста еще упадут, но коллапса точно не будет.
АРКА – Финансовые власти РФ говорят, что их не так страшат цены на нефть, как низкий темп экономических реформ в экономике. Вы согласны с таким мнением?
Д.Панкин – К сожалению, нам не удалось разорвать зависимость между нефтяным рынком и Россией. Все разговоры по поводу модернизации экономики, формирования другой структуры, которая не зависела бы от нефтяных цен, чтобы производились конкурентоспособные товары, создавался благоприятный инвестиционный климат, пока не увенчались успехом. Ключ к дальнейшему успеху - в том, чтобы не ждать, когда цены на нефть вырастут, а формировать более диверсифицированную экономику, конкурентное на мировом рынке производство. Только так можно достичь успеха в современных условиях. В определенном смысле кризис создает некоторые возможности: сокращаются издержки, падает зарплата, дешевеют ресурсы, и в этих условиях надо постараться найти ниши на рынке, где можно будет развиваться. -0-