Рейтинг@Mail.ru
USD
396.9
EUR
408.17
RUB
3.5437
GEL
140.99
воскресенье, 5 января 2025 г.
погода в
Ереване
-8

ЕАБР: Армения нуждается в реформировании бизнес-среды

24.03.2017, 11:38
Директор проектной группы по финансовым кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Алишер Мирзоев в эксклюзивном интервью ответил на вопросы агентства «АРКА»
ЕАБР: Армения нуждается в реформировании бизнес-среды

ЕРЕВАН, 24 марта. /АРКА/. Бюджет Армении 2017 года является достаточно экономным. Разрабатывая такой бюджет, правительство придерживалось жесткой экономии, стараясь сократить расходы. Было ли такое решение обоснованным? Как внешние факторы могут сказаться на выполнении основного финансового документа республики? Возможно ли в условиях высокого госдолга обеспечить утвержденные на текуший год показатели экономического роста? На эти и  другие вопросы в эксклюзивном интервью агентству «АРКА» ответил Алишер Мирзоев - Директор проектной группы по финансовым кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), средствами которого управляет ЕАБР.

- Господин Мирзоев, Армения предусмотрела на 2017 год бюджет строгой экономии, значительно сократив все возможные расходы. Как вы считаете, насколько данное решение было верным и почему? 

- Мы считаем это правильным решением, прежде всего потому, что оно демонстрирует приверженность властей Армении взятым на себя обязательствам в рамках действующего бюджетного правила, нацеленного на поддержание фискальной и долговой устойчивости экономики. Правило гласит, что при превышении долгом порога в 50% ВВП, дефицит бюджета на следующий год не должен быть выше  3% от среднего значения номинального ВВП за предыдущие три года. В 2016 году долг Правительства вырос до 51,9% ВВП. Поэтому, в соответствии с правилом и приведенной методикой расчетов, дефицит бюджета в 2017 году не должен превысить 150 млрд. драмов, что, по предварительным оценкам, должно привести к его снижению до 2,8% ВВП против 5,6% в 2016 году. Соблюдение правила способствует прозрачности проводимой экономической политики, а значит и предсказуемости в экономике в целом. Кроме того, последовательное и дальнейшее сокращение дефицита бюджета в среднесрочной перспективе не только позволит обеспечить долговую устойчивость страны, но и снизит риски вытеснения частных инвестиций.

- Какие внешние факторы могут негативно сказаться на выполняемости бюджета страны и общей экономической ситуации? 

- Одним из главных внешних факторов может стать более медленное восстановление экономик стран Евразийского Экономического Союза, и, особенно, России. Основной риск  исполнения бюджета от влияния этого фактора реализуется косвенно - через замедление поступления внутренних налогов. Прежде всего, это касается налога на прибыль и подоходного налога, поступления которых может сократиться в связи с замедлением экономической активности, особенно ввиду снижения темпов роста экспорта и притока иностранных инвестиций, а также более медленного восстановления денежных переводов. Сокращение суммарного импорта товаров в страны - члены ЕАЭС будет иметь прямое негативное воздействие на выполнение утвержденного бюджета Армении через меньшее поступление таможенных пошлин в его доходную часть. Среди других внешних факторов, негативно влияющих на бюджет, сохраняющийся риск дальнейшего снижения цен на медь и другое сырье, что сократит поступление роялти. 

Из дестабилизирующих геополитических факторов можно выделить нестабильность в Нагорном Карабахе. Обострение регионального конфликта может привести к увеличению незапланированных расходов бюджета на военные нужды, вытеснению других бюджетных расходов и усилению политической и экономической неопределенности. 

- Какова ваша оценка утвержденного бюджетом показателя экономического роста Армении на 2017 год? Сможет ли правительство выполнить предусмотренный показатель в 3,2% и обеспечить последующее развитие? 

- Начиная с 2013 года, локомотивом роста экономики Армении выступал экспорт. Этому во многом способствовали диверсификация экспортных рынков и снижение тарифных и нетарифных барьеров после вступления Армении в ЕАЭС, что, в свою очередь, стимулировало увеличение загрузки мощностей в добывающей и ювелирной промышленности. Освобождение ниши в России, в результате введения санкций на поставки  сельскохозяйственной продукции из Турции, также стимулировало рост экспорта. Мы прогнозируем, что в 2017 году темпы роста экспорта замедлятся ввиду эффекта высокой базы прошлого года, частичной отмены Россией санкций в отношении Турции и сохранения невысоких цен на экспортируемые Арменией товары. 

При этом можно ожидать некоторого оживления в потребительской активности на фоне восстановления положительных темпов роста денежных переводов. В частности, чистые поступления денежных переводов через банковскую систему в январе 2017 года выросли более чем в два раза по сравнению с январем 2016 года. Предполагаемое начало строительства крупных инфраструктурных проектов с участием частных иностранных инвесторов может придать импульс инвестициям в основной капитал. В совокупности эти факторы могут стимулировать ускорение темпов роста ВВП по сравнению с 2016 годом, хотя достичь утвержденного властями показателя будет сложно. По нашим прогнозам, темпы экономического роста Армении в 2017 году не превысят 2,5%. При прочих равных условиях, за счет выпадения налогов это приведет к образованию фискального разрыва в размере около 0,2% ВВП. В этом случае, чтобы не нарушать бюджетное правило, потребуется эквивалентное  сокращение расходной части бюджета. 

Несмотря на то, что консолидация бюджета будет постепенно вести к повышению долговой устойчивости страны, её краткосрочный эффект на экономический рост может быть негативным. Например, в случае выпадения доходов бюджета, которое будет компенсировано дополнительным сокращением капитальных государственных расходов, краткосрочный негативный эффект на темпы роста ВВП может быть существенным. При любом сценарии, действия правительства должны быть сфокусированы на структурных реформах и стимулировании частных инвестиций как основных факторах достижения долгосрочного устойчивого роста. Именно такая политика будет эффективным дополнением к уже реализованным властями мерам налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. На наш взгляд, потенциал краткосрочных мер стимулирования уверенного роста, без проведения структурных реформ, скорее всего, исчерпан.

- Какие предпосылки необходимо создать в Армении для обеспечения развития экономики в последующие годы?  

- Обеспечение устойчивого долгосрочного роста требует, прежде всего, преодоления тренда  на снижение  инвестиций в основной капитал, наблюдаемого с 2009 года. Как уже говорилось выше, речь идет, в первую очередь, о частных инвестициях, рост которых во многом зависит от последовательного осуществления структурных реформ. Несмотря на то, что в последние годы Армения находится на передовых позициях среди стран СНГ по показателям институциональной среды и демонстрирует улучшение своих рейтингов, потребность в проведении реформ по улучшению бизнес - климата, повышению открытости рынков для развития конкуренции и диверсификации экономики все еще высока.
 
ЕФСР в рамках финансового кредита поддерживает усилия властей Армении по улучшению инвестиционного климата через реализацию ряда мер по облегчению ведения бизнеса и сокращению административной нагрузки на налогоплательщиков. В частности, в рамках мер первых двух траншей финансового кредита сроки подключения к электроэнергии были сокращены на один месяц. Сроки выдачи разрешений на строительство сокращены более чем в два раза (с 83 до 35 дней). Процедуры застройки стали размещаться в открытом доступе в интернете. Начавшийся процесс оцифровки геологических фондовых материалов направлен на улучшение информированности  потенциальных инвесторов в горнорудном секторе. Возможность подачи налоговой документации в электронном виде и создание реестра движимого имущества снизили транзакционные издержки бизнеса и повысили его доступ к кредитным ресурсам банков. Фактическое вступление в силу положений налогового кодекса создаст единое законодательство, которое устранит  несоответствия между законами и повысит транспарентность для всех субъектов хозяйствования. 

- По ряду объективных причин, Армения значительно увеличила объем госдолга, который превышает 56% в ВВП и включает в себя долг правительства и Центрального банка. Как этот показатель может повлиять на дальнейшее развитие и как отразится на бюджете страны? 
  
- Влияние на бюджет долговых обязательств очевидно – растут расходы бюджета на выплату процентов (немедленный эффект) и на выплаты основных сумм долга (средне- или долгосрочный эффект). За последние два года долг правительства увеличился с 39,4% ВВП в декабре 2014 года до 51,9% ВВП по итогам 2016 года, что привело к увеличению расходов бюджета на обслуживание долга. Если в 2014 году на эти цели было направлено 5,6% всех текущих расходов госбюджета, или 1,3% ВВП, то в 2016 году  – уже, соответственно, 7,8% и 1,9% ВВП. В 2017 году эти цифры, согласно утвержденному бюджету, увеличатся до 8,8% и 2,2% ВВП соответственно. Дальнейшее увеличение долга такими темпами повышает риски снижения долговой устойчивости Армении и, как следствие, может привести к росту стоимости заемных средств, что еще больше увеличит давление на бюджет. 

На фоне роста долговой нагрузки, с 2009 года наблюдается устойчивое замедление темпов накопления капитала. Такое сочетание может иметь фундаментальное негативное влияние на дальнейшее развитие экономики и бюджет страны. При этом необходимо отметить, что замедление темпов накопления капитала во многом объясняется оптимизацией структуры ВВП в пользу торгуемых секторов на фоне сокращения строительной отрасли, размеры которой были чрезмерно раздуты в предкризисные годы. Однако одновременно наблюдаются низкие (и в ряде случаев отрицательные) темпы роста инвестиций в машины и оборудование, что создает угрозы для долгосрочного роста. С этой точки зрения, мы приветствуем проводимую  в настоящее время  властями Армении оценку эффективности всех инвестиционных проектов, которая позволит, кроме прочего, скорректировать критерии эффективности для будущих заимствований. 

- Предусматриваются ли со стороны Евразийского банка развития в текущем году дополнительные меры по поддержке госбюджета стран- участниц, в частности Армении? 
 
- В текущем году, в рамках подписанного Соглашения о предоставлении финансового кредита ЕФСР,  предусматривается предоставление третьего транша кредита в размере 100 млн. долларов США, что  составляет около 1% ВПП. Это достаточно большая поддержка от одного донора. Контрольной датой оценки выполнения условий транша установлено 1 октября. После получения отчета о статусе выполнения условий от властей Армении и проведения нашей оценки, вопрос будет вынесен на рассмотрение Совета Фонда. Решение о выдаче  будет зависеть от степени выполнения условий транша. 

Нужно сказать, что ЕФСР предоставляет финансовые кредиты странам-участницам на основании их заявок. На сегодняшний момент в ЕФСР новых заявок от стран-участниц, включая Армению, на предоставление финансовой помощи в целях поддержки бюджета не поступало. При этом надо отметить, что в этом году ЕФСР также планирует профинансировать техническую помощь Армении для обеспечения вступления в силу положений Налогового кодекса. -0-