Рейтинг@Mail.ru
USD
398.94
EUR
410.95
RUB
3.8929
GEL
140.52
суббота, 18 января 2025 г.
погода в
Ереване
-1

Фундаментальной концепцией экономической политики после коронавируса станет концепция устойчивости - Ергнян

11.05.2020, 10:30
Что ждет армянскую экономику, каковы прогнозы развития - рассказал агентствам «АРКА» и «Новости-Армения» в рамках спецпроекта #SaveBusiness глава консалтинговой компании EV Consulting Манук Ергнян.
Фундаментальной концепцией экономической политики после коронавируса станет концепция устойчивости - Ергнян

ЕРЕВАН, 11 мая. /АРКА/. Экономика Армении в период кризиса, возникшего из-за коронавируса, переживает непростые времена. Разные эксперты дают самые разнообразные прогнозы. Что ждет армянскую экономику, каковы прогнозы развития, насколько продуктивны предпринимаемые правительством в условиях карантина меры? Обо все этом и о многом другом агентствам «АРКА» и «Новости-Армения» в рамках спецпроекта #SaveBusiness рассказал глава консалтинговой компании EV Consulting Манук Ергнян. 

Вопрос - Ситуация и тенденции на мировых рынках с учетом коронавируса стремительно меняются. Как, на ваш взгляд, изменится мир после завершения пандемии коронавируса? 

М.Ергнян – Прежде всего, непонятно, когда закончится пандемия. Полагаю, что год или два придется жить и работать в каком-то ограниченном режиме с пониманием того, что эпидемия сохраняется до тех пор пока не изобрели вакцины, медикаментозного лечения или не приобрели массовый иммунитет. Конечно, думаю, что за это время ограничения в экономической сфере не будут такими жесткими, как сейчас. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Но указанный мною временной отрезок будет характеризоваться чередованием ограничений и смягчений. 

Вопрос – А что будет потом, после коронавируса? Как будет развиваться экономика, и каких тенденций следует ожидать? 

М.Ергнян – Тут делать предположения еще сложнее, но некоторые тенденции уже можно спрогнозировать. Во-первых, думаю, что фундаментальной концепцией организации как экономической политики, так и бизнес-стратегий станет концепция устойчивости (способности выдержать внешние шоки). Это будет связано с тем, что, во-первых, тренд на глобализацию остановится, будет сильный тренд в сторону деглобализации, построения локальных цепочек поставок, иногда даже в обход производительности. Ценностные цепочки бизнеса, в том числе будут больше ориентироваться на локальные поставки. Во-вторых, будет ускорен тренд на цифровизацию всех сфер жизнедеятельности. Тренды цифровизации, которые начинались в конкретной сфере и протекали относительно вяло, сейчас будут развиваться ускоренными темпами и во всех сферах - начиная от образования и заканчивая медициной и другими отраслями. 

Вопрос – То есть экономика будет постепенно подстраиваться под новые реалии, переходить больше в он-лайн режим?

М.Ергнян - Не все пойдут в онлайн, но те тренды, которые были в последние 10-15 лет настроены на цифровизацию различных сфер деятельности, включая экономическую, ускорятся. Очень многие компании будут принимать решения по радикальной цифровой трансформации. Дело в том, что у них просто не будет другого выхода. 

Еще один сильный тренд будет в сторону новых норм поведения в повседневной экономической жизни. Одно из решений будет заключаться в том, чтобы сделать нормой ограничения физического контакта. Многие страны уже начинают в этом плане экспериментировать, начиная от новых требований к ресторанному бизнесу, заканчивая новыми формами эксплуатирования самолетов и организации международных перелетов. Будут нужны новые стандарты физического дистанцирования, стандарты и нормы, которые будут ограничивать количество людей, находящихся одновременно в одном определенном месте, и это будет касаться как производства, так и всех сфер обслуживания. 

Те страны, которые очень быстро перейдут на новые стандарты и нормы, которые не будут полагаться только на поведенческие изменения у населения, а будут выстраивать подобные обязательные нормы, выйдут победителями в этой ситуации, поскольку смогут сбалансировать сохранение и заботу о здоровье своего населения с экономической целесообразностью. 

Жесткая политика карантинирования может быть проведена только в краткосрочном отрезке времени. Я думаю, что многие правительства после максимум 2-3 месяцев карантирования примут решения о существенном смягчении этих мер, поскольку экономические последствия будут разрушительными, и долго держать такой режим станет невозможно. Поэтому успех будет зависеть от того, как страны найдут баланс, а также от того, какие новые поведенческие нормы будут успешно введены в странах.

Вопрос - Насколько армянская экономика готова к введению новых норм – цифровизации, дистанционной работы?

М.Ергнян  – Скажем так, Армения неоднородно готова к новым подходам. Если, например, посмотреть на образовательную сферу, насколько быстро она перешла на цифровые форматы дистанционного обучения, то в принципе можно отметить, что это было сделано довольно успешно. Но если посмотреть на остальное, то здесь мы не очень успешно работаем, и необходимы нормы в поведенческом потреблении во многих сферах, связанных с производством и услугами. В этом вопросе политика правительства и новые нормы были бы существенными для стимулирования новых форматов. 

Вопрос - Как это все отразится на армянской экономике и ее итоговых показателях? Какие сферы смогут восстановиться, какие сферы смогут увеличить свою долю в структуре ВВП? 

Ергнян – Прогнозировать на год вперед сложно, но, скорее всего, год мы закроем с отрицательным показателем ВВП. Кстати, последний прогноз МВФ тоже это отражает, но здесь вопрос в уровне данного показателя. При оптимистическом сценарии мы будем ближе к нулевому показателю, а по пессимистическому сценарию развития - ближе к минус 7-8%, а возможно и больше. Многое будет зависеть от динамики развития эпидемии, а это никто не может спрогнозировать. 

Что касается секторов, то понятно, что сектор туризма пострадал больше всего. Очевидно, что международный туризм в этом году не восстановится, но может восстановиться локальный туризм. Мы видим подобные тенденции на примере Китая, где после карантина толпы локальных туристов направились по известным туристическим маршрутам. Есть даже статистика, что заполняемость гостиниц в Китае уже достигла 30%. В данной сфере можно ожидать подобного развития и в Армении. 

В плане ресторанного бизнеса, думаю, что открытие ресторанов оправданно при условии введения новых стандартов по физическому дистанцированию. Восстановление будет продвигаться очень медленно, поскольку даже если нормы дистанцирования будут соблюдаться, сами люди будут более настороженно подходить к вопросу посещения ресторанов и кафе. 

Также очень важно принимать во внимание и то, что мы очень серьезно зависим от динамики развития экономик наших торговых и инвестиционных партнеров. В частности, динамика нашего экспорта будет очень сильно зависеть от того, какова будет ситуация на наших экспортных рынках. Поэтому делать прогнозы только на основании того, что у нас будет происходить локально – невозможно, но мы надеемся, что новый баланс будет найден достаточно быстро. 

Вопрос – То есть в плане восстановления экономики нам следует надеяться на восстановление экономики наших торговых партнеров?

М.Ергнян - Я не думаю, что в плане развития экономики следует полагаться только на наших соседей и торговых партнеров. Думаю, что тренд деглобализации будет очень сильным. Необходимо подумать об уровне и стимулировании внутреннего спроса. В частности, это можно сделать путем больших капитальных расходов через финансируемые государством сферы – строительство и другие сферы, которые могут стимулировать внутренний спрос. 

Вопрос - В странах ЕАЭС принято решение сохранить нулевые ставки таможенных пошлин для партнеров. Насколько это может сыграть на руку Армении? Сможем ли мы занять новые ниши экспорта в партнерских государствах? 

М.Ергнян - Это позитивный момент, но не тот фундаментальный фактор, который изменит динамику экономического развития. Что касается возможности занять свободные ниши, то, в принципе, кризис всегда рождает новые возможности – если что-то разрушается, то что-то новое и создается. Но проблема в том, что создается в таких нишевых сферах, которые можно занять или если можно быстро развивать соответствующие компетенции. Однако вряд ли получится быстро перестроиться, поскольку это сложный процесс, и он не может произойти за один день, хотя в данном направлении работать можно. В глобальном плане экономическая ситуация будет очень тяжелой, и поэтому мы не можем сейчас говорить о том, что это хороший шанс для армянской экономики, и она будет радикально трансформироваться в какую-то новую структуру за очень короткий период. 

Вопрос - Вы уже говорили о сложностях, с которыми сталкивается бизнес. Но, в целом, правительство также проводит многочисленные программы содействия для противодействия коронавирусу, оказывая поддержку МСБ, агросектору и прочим сферам. Может ли это простимулировать капитальные вложения в различные сферы? 

М.Ергнян – Все принятые правительством Армении пакеты стимулирования экономики в условиях коронавируса, в основном, нацелены на сглаживание шока, который произошел с начала марта. Они не нацелены на стратегическое развитие. Скорее всего, пакеты, ориентированные на развитие, будут представлены после этого. Принятые правительством программы, нацеленные на сглаживание шокирующих эффектов, конечно, будут иметь некоторое влияние, но, по моим оценкам, для сглаживания шока необходимость в таких ресурсах может дойти до 10% от ВВП. Кроме того, возникает вопрос адресности некоторых мер. Эти меры, в принципе, должны быть нацелены на слои, которые пострадали в результате конкретно этой ситуации, а не просто на снижение социального напряжения или стимулирование бизнеса. 

Приведу пример. Пакет номер один, который нацелен на предоставление кредитных ресурсов кредитоспособным компаниям. Во-первых, объем ресурсов не изменит динамики в экономике, поскольку они очень малы по сравнению с общим объемом кредитования в экономике. Это не существенные ресурсы. Второе, кредиты предоставляются через банки и на основании представленных параметров их смогут получить только самые кредитоспособные компании, которые и так в состоянии привлечь кредит. В данной ситуации акцент надо поставить на те компании, которые столкнулись с проблемами в привлечении кредитов именно из-за ситуации с коронавирусом. 

Вопрос – А какие программы развития вы бы предложили правительству, и на какой сектор необходимо поставить акцент, чтобы обеспечить хотя бы нулевой показатель роста ВВП?

М.Ергнян - Это, в основном, стимулирование капитального строительства и большие инфраструктурные проекты, которые потребуют крупных капитальных вложений. В то же время нужно начинать масштабные общественные работы, такие как очищение ландшафта страны от мусора, массовая посадка деревьев (такая программа начата, но нужно существенно увеличить ее масштаб) и т.д. 

Вопрос – Но строительство в последние годы, судя по данным Нацстаткомитета, не показывает высокие результаты, а рынок недвижимости достаточно дорогой для среднего потребителя, несмотря на различные программы. Цены не снижаются, а только растут. В таких условиях капитальное строительство имеет перспективы? 

М.Ергнян - Я думаю, что имеет перспективы, и здесь также необходим упор на социальный стимул. К примеру, сделать систему стимулов более сильной как в плане ипотеки, так и предоставления определенных льгот для застройщиков. Плюс программы частно-государственного партнерства, где частный инвестор вкладывает средства, а государство выступает в качестве со-инвестора определенных проектов. Что касается инфраструктурных проектов, то здесь основным игроком должно выступать государство. В нынешней ситуации просто необходимо массово наращивать капитальные расходы, в том числе в инфраструктуру – дороги, мосты, водохранилища, военные объекты. 

Вопрос - У многих бизнесменов сейчас возникли проблемы, в том числе, с выплатой налоговых обязательств, и не все могут быть добросовестными налогоплательщиками. Считаете ли вы возможным в таких условиях предоставить им налоговые каникулы, которые позволят погасить обязательства в долгосрочной перспективе, чтобы "выплыть" в этот сложный период?

М.Ергнян - В целом, такой механизм, как налоговые каникулы, применяется многими правительствами. Но я считаю, что это менее эффективный инструмент в данной ситуации. Налоговые каникулы можно применять для смягчения последствий в тех секторах, которые больше всего пострадали в нынешней ситуации, где спрос полностью обнулился, например, в таких сферах, как туризм. Но, в целом, остается вопрос сохранения дисциплины налоговых выплат, поэтому здесь очень много исключений делать нельзя. 

Вопрос - Многие международные структуры выразили готовность увеличить бюджеты содействия. Стоит ли Армении на данном этапе привлекать данные ресурсы? 

М.Ергнян - Я считаю, что те средства, которые предлагаются сейчас на хороших условиях, надо брать. Сейчас не то время, когда надо чрезмерно консервативно подходить к увеличению госдолга. Сейчас нужно реально быстро идти на его увеличение, чтобы у нас были ресурсы на программы долгосрочной поддержки экономики.

Вопрос - А до какой планки мы можем увеличить госдолг?

М.Ергнян - Здесь можно спекулировать о лимите. Но я думаю, что можно дойти даже до 70% от ВВП. Надо брать только долгосрочные кредиты международных организаций, которые предлагают средства на достаточно выгодных условиях. Надо сейчас брать в долг у последующих поколений, иначе будет такая разруха в экономике, что нам будет очень сложно восстановить ее впоследствии, какие бы ресурсы мы не вкладывали. -0-