Рейтинг@Mail.ru
USD
395.05
EUR
410.46
RUB
3.85
GEL
141.22
Погода в Ереване
+1

Микаелян: объем теневой экономики в Армении превышает $3 млрд.

30.03.2017, 16:14
Каков на сегодня объем "тени" в экономике Армении? Как он менялся за годы независимости? В каких сферах объем теневой экономики большой? На эти и другие вопросы в интервью агентству  "АРКА" ответил автор книги "Теневая экономика в Армении", научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаеля
Микаелян: объем теневой экономики в Армении превышает $3 млрд.

ЕРЕВАН, 30 марта. /АРКА/. Большой сегмент теневой экономики свидетельствует и наличии недобросовестных налогоплательщиков, что не может не сказаться на состоянии экономики любой страны. Каков на сегодня объем "тени" в экономике Армении? Как он менялся за годы независимости? В каких сферах объем теневой экономики большой? И можно ли полностью искоренить это нелицеприятное явление из нашей жизни? На эти и другие вопросы в интервью агентству  "АРКА" ответил автор книги "Теневая экономика в Армении", научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.

АРКА – В нынешней предвыборной кампании почти все политические силы много говорят о том, как намерены решать проблемы страны с помощью вывода экономики из "тени". Вы исследовали эту тему и написали об этом книгу. Есть ли какие -то расчеты, которые позволяют определить объем теневой экономики в Армении на сегодня? 

Г. Микаелян – Да, расчеты есть, и я их привожу в книге. Там есть помесячные расчеты за  последние 22 года. Сейчас объем теневой экономики составляет чуть меньше трети от всей армянской экономики, то есть более 3 миллиардов долларов за 2016 год. 

АРКА –  Интересно, за последние годы уменьшился объем теневой экономики или увеличился? И как это соотносится с советским периодом? 

Г. Микаелян – Те цифры, которые у нас есть, говорят о том, что в советское время доля теневой экономики была заметно ниже, чем сейчас. В среднем, начиная с 1965 по 1989 годы, она была порядка 15-16% экономики. Сейчас она в два раза больше. 

Но с другой стороны, тогда люди очень часто совершали теневые сделки, потому что это было нужно, чтобы что-то купить. Экономически это были маленькие величины, но распространенность явления была широкая. Теперь большинство граждан по-прежнему, так или иначе, сталкиваются с явлениями теневой экономики – неуплатой налогов или какой-то незарегистрированной деятельностью. Но в целом распространенность явления ниже, а размер теневых операций выше. В том числе и потому, что если в советское время крупные промышленные компании работали в основном чисто, то теперь они часто работают в "тени", или какая-то часть их оборота утаивается. 

С 1988 года доля теневой экономики начала стремительно расти, что продолжалось до 1994 года, когда она в определенной степени стабилизировалась. Начиная с приватизации объемы теневой экономики снова начали быстро расти, и с 1995 года по примерно 2003-й год выросли чрезвычайно  - в среднем, составляя 60% от армянской экономики, а порой  достигая 70%. Потом ее доля начала сокращаться, и самое заметное сокращение было после 2011 года. 

АРКА – А с чем было связано это сокращение?

Г. Микаелян – Во времена правительства Тиграна Саркисяна, хотя экономически оно было не очень продуктивным, бюджет существенно вырос. Были проведены некоторые преобразования, которые помогли частично вывести из тени значительную часть оборота. Еще одной причиной являлось то, что Армения проводила переговоры с Европейским союзом, и хотя они и не завершились подписанием Соглашения об ассоциации, но все реформы, которые нужно было провести, были проведены. И это тоже частично сработало.

АРКА –  А что следует сделать, чтобы сократить объем теневой экономики? Ведь треть от всей экономики — это огромная цифра. 

Г. Микаелян – Нынешнее правительство в этом смысле гораздо успешнее. Заметен рост доходов бюджета за счет увеличившейся собираемости налогов по сравнению с запланированным. Он частично вызван тем, что теневая экономика уменьшилась, а частично тем, что экономический рост в 2017 году выше запланированного.

Чтобы сократить объемы тени – должны быть комплексные меры. Во-первых, нужно продолжать улучшать институты, а также работать в направлении формирования новой  культуры, чтобы неформальные сделки, взятки и просто уклонение от налогов становились все менее приемлемыми с точки зрения общества и бизнеса. Нужно улучшать работу полиции, налоговых органов, таможни. 

Налоговые органы, таможенная служба и полиция – очень важные сферы, и до 2013 года они в Армении были в очень плохом состоянии. Например, в рейтинге Всемирного банка  Doing Business дана очень низкая оценка таможенной и налоговой службам Армении. Сейчас уже есть сдвиги, но многое еще надо сделать, чтобы эти службы работали «чисто», потому что в вопросе теневой экономики многое зависит от государственных структур. 

Кроме того, необходимо для малого и среднего бизнеса сделать дополнительные послабления, потому что для многих таких предприятий участие в теневой экономике -  единственный способ выживания. Крупный бизнес как бы экономит деньги подобным способом, а малый бизнес - просто выживает. Если он заплатит все налоги, его продукция станет дороже, и он выпадет с рынка. Для МСБ эта дилемма выглядит именно таким образом. 

АРКА –  Какие реальные предложения по борьбе с теневой экономикой вы видите в программах политических сил, участвующих в предвыборной кампании? 

Г. Микаелян – Я смотрел программы партий, но не могу сказать, что очень внимательно их изучал. Не видел в них, в том числе и у РПА, детально прописанных планов по контролю за теневой экономикой. Эти программы очень абстрактные. Но такова наша политическая традиция, программы создаются для проформы. Заранее утверждать, какая партия (кроме РПА) чего может добиться в случае победы, мы не можем.

АРКА – А есть ли сферы экономики, которые более склонны к работе в "тени" или примерно одинаковая ситуация с теневой экономикой во всех сферах?  

Г. Микаелян – Самая теневая сфера у нас-  торговля, особенно розничная, и услуги. В торговле теневая экономика составляет не менее половины. Меньше теневой экономики в сельском хозяйстве. Но оно и облагается налогами намного меньше, до сих пор есть кое-какие субсидии, поэтому там нет особого резона уклоняться. В промышленности меньше теневой экономики, прежде всего, в экспортно-ориентированных отраслях. К примеру, ИТ-сектор практически полностью экспортно-ориентированный, поэтому там доля теневой экономики самая низкая. А вот в том, что потребляется исключительно на внутреннем рынке, доля теневой экономики намного выше. По сфере строительства новых данных пока нет, поэтому сложно давать оценки. Но раньше и строительство было в значительной мере в "тени". 

АРКА – А какова ситуация с теневой экономикой в развитых западных странах? И есть ли страны, где удалось полностью искоренить теневую экономику? 

Г. Микаелян – Полностью искоренить теневую экономику ни в одной стране до сих пор не удалось. Теневая экономика сильно коррелирует с коррупцией. Ниже всего доля теневой экономики и степень распространения коррупции в некоторых странах северо-западной Европы и в США – примерно 10% ВВП. В других развитых странах Европы она составляет от 10% до 20%, в Восточной Европе – от 20% до 30%. А дальше, чем менее экономически развита страна, тем больше доля тени, например, в африканских странах она доходит до 60%.  

АРКА – А в какой постсоветской стране самый маленький объём теневой экономики? 

Г. Микаелян – Еще в советское время доля теневой экономики в Эстонии была ниже, чем в Армении минимум в 2,5 раза, и сейчас она тоже ниже. В Грузии сегодня она тоже сравнительно небольшая. Точных оценок нет, но если в Армении в последние три года доля теневой экономики составляла примерно 30-35% ВВП, то в Грузии эти цифры примерно на 6-8% ниже. А в советское время теневая экономика была наиболее распространена в Грузии, Азербайджане и Узбекистане. -0-