Симонов: Снижение тарифов на газ для Армении возможно
После подписания четырехстороннего меморандума о сотрудничестве в сфере энергетики между Арменией, Грузией, Россией и Ираном, а также снятие санкций с ИРИ, Армения получила шанс стать ведущим игроком в электроэнергетической сфере. В Армении также озабочены вопросом, снизит ли Россия тарифы на газ для своего стратегического союзника. Об этом и других аспектах региональной кооперации в эксклюзивном интервью агентству "АРКА" рассказал генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.
- Насколько перспективно превращение Армении в региональный энергетический узел с учетом снятия санкций с Ирана?
- Это зависит от того, что вы имеете в виду, говоря об энергетическом узле. Действительно, сейчас вокруг Ирана формируется довольно большое количество различных ожиданий. И в Армении, я знаю, есть серьезное оживление относительно этой истории. Я бы аккуратно относился к теме Ирана. Когда с такого крупного игрока снимают санкции, всегда возникает масштабный ажиотаж.
- Вы считаете, что не следует обольщаться?
- Давайте реально посмотрим на те возможности, которые открываются. Если мы говорим про энергетический транспортный узел, то это транзит: «куда» и «чего»? Как транзит пойдет в Европу через Армению? Идея красивая, но если мы посмотрим на карту, то увидим, что непонятно зачем осуществлять транзит иранского газа через Армению.
- То есть выгоднее через Азербайджан?
- Гипотетически это можно не делать и через Азербайджан. Зачем подключать другие страны, когда Иран и Турция имеют общую границу. Если вы говорите про грузинский транзит, то это вариант возможный, но речь идет всего об одном миллиарде кубических метров. Хотя эти транзитные деньги могли бы пригодиться Армении. Но это не та история, вокруг которой можно раскрутить тему энергетического хаба. Если Иран готов бороться и строить трубу через Армению, то, пожалуйста, мы не будем сопротивляться. Россия грузинский рынок теряла, возвращала, это не тот рынок, за который мы будем убиваться и конкурировать. Мы его отдавали Азербайджану, который не справился. Сейчас мы его частично вернули, восстановив поставки.
Когда же мы говорим о возможном транзитном хабе через Армению, который свяжет Иран и Россию, то мы можем обсуждать эту историю гипотетически. Хотя тут есть масса "но", связанная с тем, как вообще будут развиваться отношения между Россией и Ираном, потому что планов было очень много еще до снятия санкций. Если мы говорим о соединении России с Ираном через Армению, - это можно обсуждать.
- Насколько вероятным вы считаете снижение цен на российский газ для Армении?
- Это хороший вопрос. Он действительно очень любопытен, потому что не секрет, что традиционно для Белоруссии и для Армении были самые низкие цены из всех потребителей "Газпрома". Когда цены были низкими (по сравнению с ценами для других стран), то, простите, не все это ценили в Армении. Но я понимаю, что Армения поднимает вопрос, потому что цены начали существенно падать, и эта дельта, которая казалась очень большой, стремительно сокращается. Например, сейчас цена на российский газ в Германии составляет $190 за тысячу кубических метров. Конечно, когда уже разрыв небольшой, у Армении такие вопросы возникают. Я лично считаю, что этот вопрос будет решен. Россия может снизить тарифы на газ примерно на 15-20%. (Сегодня цена 1 тыс. кубометров российского газа для Армении составляет 165 долларов. Ред).
- Армянские экономисты говорят о том, что международная цена за тысячу кубометров газа составляет сегодня порядка 85 долларов..
- Столько, то есть 85 долларов, газ не стоит нигде, кроме внутреннего рынка России. Примерно 90 долларов он стоит на внутреннем рынке США. Самая низкая цена в Европе – порядка $200, в Японии - $390. Названная вами цена для внешних рынков – мифическая. Но то, что цена на поставки для Армении вполне может быть снижена, я считаю вполне реальным сценарием.
- В конце прошлого года Армения, Грузия, Иран и Россия подписали четырхсторонний меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики и создании энергетического коридора. Насколько вероятно в краткосрочной перспективе создание такого коридора?
- Красивая идея, я мог бы сказать, что это прекрасный масштабный план, но пока достаточно аккуратно к этой теме отношусь. Потому что есть проекты более-менее реальные, а есть красивые темы, но пока гипотетические. Вот эта история относится, скорее, ко второму случаю.
- То есть, это вопрос долгосрочной перспективы?
- На мой взгляд, пока - да. --0--