Сокращение объема иностранных инвестиций в Армении обусловлено завершением крупных инфраструктурных проектов
05.09.2013,
14:03
Эксклюзивное интервью начальника управления инвестиционной политики аппарата Министерства экономики Армении Ваагна Лалаяна агентству «АРКА»
Эксклюзивное интервью начальника управления инвестиционной политики аппарата Министерства экономики Армении Ваагна Лалаяна агентству «АРКА»
«АРКА» - Господин Лалаян, чем, по-вашему, обусловлен спад на 64,2% объема прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Армении за 6 месяцев 2013 года?
В. Лалаян – Для понимания причины спада уровня инвестиций, прежде всего, следует изучить природу формирования крупных инвестиций в реальный сектор страны. Если мы посмотрим данные за 2008 год по сферам, то увидим, что большинство инвестиций было осуществлено в сферу энергетики и телекоммуникаций. Инвестиции в сфере энергетики – это, в основном, Армросгазпром, Элсети Армении, то есть компании, реализующие крупные инфраструктурные проекты. Что касается крупнейших инвесторов в сфере телекоммуникаций, то это компании «Orange», «Билайн» и «VivaCell MTS».
То есть были запущены крупные инвестиционные проекты стоимостью в несколько сот миллионов (к которым можно прибавить также проект по модернизации Международного аэропорта «Звартноц»), и сейчас они либо на стадии завершения, либо уже завершены, что приводит к снижению показателя объема инвестиций. К примеру, Армросгазпром инвестировал крупные суммы в газификацию на территории Армении, Элсети провели техническое переоснащение. «VivaCell MTS» и «Билайн» после выхода на армянский рынок третьего оператора – компанию Orange, инвестировали средства в развитие и переоснащение в контексте усиливающейся конкуренции. Эти сферы уже насыщены. Каждый год обеспечивать в них многомиллионные инвестиции невозможно, да и необходимости в этом нет.
Это не значит, что в других сферах инвестиции не осуществлялись – просто они не в состоянии поглотить такие объемы средств. К примеру, открытие какого-либо промышленного предприятия не требует вливания нескольких сот миллионов долларов - современное предприятие можно создать за 5-10 миллионов.
Если речь идет о бизнес-среде, то, как известно, по показателю Doing Business, напротив, мы зарегистрировали значительный прогресс, поднявшись на 18 позиций и заняв 32 место, что является неплохим показателем даже в сравнении с развитыми странами.
Бизнес-среда также имеет влияние на уровень инвестиций, но не стоит ожидать, что это влияние проявится сразу, поскольку инвестиции предполагают наличие бизнес-плана. Предполагаемый иностранный инвестор должен сначала ознакомиться с условиями, со страной, рассчитать, насколько выгодно открытие бизнеса и так далее. После принятия решения инвестору потребуется время, чтобы основать организацию, зарегистрироваться, начать строительство. Это процесс, который может длиться один или два года, а может и больше.
«АРКА» - Наблюдается также спад объёмов совокупных российских инвестиций в реальный сектор Армении в 4,6 раза. Чем объясняется продолжительное снижение уровня инвестиций из России?
В. Лалаян – Вышесказанное справедливо и в отношении российских инвестиций за последние два года. Исторически Россия постоянно находилась на первом месте по уровню инвестиций в экономику Армении. По данным за первое полугодие текущего года она занимает 4-ое место. Причина та же – основные сферы, в которых осуществлялись инвестиции – это энергетика и телекоммуникации, это, опять же, Армросгазпром, Элсети Армении, Билайн, VivaCell MTS. Это самые крупные инвесторы, сокращение инвестпрограмм которых приводит к заметному спаду показателей.
«АРКА» - Каковы Ваши прогнозы относительно динамики уровня инвестиций в реальный сектор экономики до конца 2013 года?
В. Лалаян - Я думаю, до конца года наблюдаемые тенденции продолжатся, поскольку объем инвестиций в рамках средних и малых инвестиционных проектов может вырасти, но крупные проекты будут сворачиваться. Нужны новые проекты, создание которых, как я уже говорил, требует времени. С другой стороны, есть такие крупные инфраструктурные инвестиционные проекты, как, например, программа строительства транспортного коридора Север-Юг. Но поскольку это строительство осуществляется на кредитные средства Азиатского банка развития, под категорию иностранных инвестиций данные суммы не подпадают.
«АРКА» - Каким образом процессы вокруг возможного вступления Армении в Таможенный союз и парафирования Соглашения об ассоциации могут повлиять на инвестиционный климат в Армении?
В. Лалаян – Здесь нет однозначного ответа. Многое зависит от того, какого характера бизнес планируется основать. Если этот бизнес будет направлен на выход на российский рынок и рынки стран СНГ, естественно, вступление в ТС будет стимулировать этот процесс. Если целью будет экспорт в ЕС, подписание соглашения будет стимулом для подобного бизнеса. Но это не аксиома, и на сегодняшний день, пока мы никуда еще не вступили, у нас есть предприятия, работающие в обоих направлениях.
«АРКА» - А если, к примеру, компания нацелена на экспорт товаров в Европу, а мы подпишем соглашение о вступлении в Таможенный союз?
В. Лалаян - Это не может служить для нее препятствием. Это, скорее, политические вопросы, а бизнес всегда идет за своей прибылью. Если есть прибыль, неважно, в какие объединения вступает страна.
Во всяком случае, чтобы точно сказать, какие выгоды мы получим от вхождения в ТС, в том числе и в сфере инвестиций, необходимо провести очень объемное исследование по всем направлениям. Думаю, сложнее всего будет рассматривать инвестиционную политику, поскольку инвестор не всегда основывается на политических аспектах и развитиях. Во многих проблематичных странах осуществляются крупные инвестиции. Есть даже страны, которые имеют друг с другом политические проблемы, но между ними есть инвестиционное сотрудничество. Однозначно утверждать сложно, но возможно как положительное, так и отрицательное влияние. —0--
Интервью взято 3-го сентября.