В Армении необходимо повышать уровень медиаграмотности населения
15.05.2013,
14:17
Союз банков Армении наградил почетной грамотой информационное агентство «АРКА» за активное и беспристрастное освещение развитий в экономике и финансово-банковском секторе страны. Данный факт стал знаковым в контексте отмечаемого в этом году 17- летия деятельности «АРКА» на информационном поле Армении. За этот период небольшое агентство, специализирующееся в области экономики, переросло в серьезный медиа-холдинг. О своем видении ситуации на информационном поле и перспективах его развития рассказал основатель агентства «АРКА» Константин Петросов.
Союз банков Армении наградил почетной грамотой информационное агентство «АРКА» за активное и беспристрастное освещение развитий в экономике и финансово-банковском секторе страны. Данный факт стал знаковым в контексте отмечаемого в этом году 17- летия деятельности «АРКА» на информационном поле Армении. За этот период небольшое агентство, специализирующееся в области экономики, переросло в серьезный медиа-холдинг. О своем видении ситуации на информационном поле и перспективах его развития рассказал основатель агентства «АРКА» Константин Петросов.
- Чем вам запомнились прошедшие 17 лет, и что было самое сложное на момент создания агентства?
Петросов - 17 лет - это серьезный срок не только для медиа, но и для любой другой компании, которая работает в Армении, что свидетельствует о ее стабильности. В принципе, мы выбрали долгосрочную стратегию в своем развитии и этой стратегии придерживались всегда. Развивали различные направления нашего бизнеса, вкладывали средства в образование, в производство контента, инвестировали в новые проекты. С развитием новейших технологий мы создавали новые интернет–продукты. Так, в наш холдинг входят, в частности, финансово-банковский портал www.armbanks.am, телекоммуникационный портал www.telecom.arka.am. В этом году мы запускаем совершенно новый продукт для армянского рынка – интернет-магазин бизнес информации Finstore.am. Это совершенно уникальный продукт, представляющий собой базу данных предприятий Армении, которая позволяет анализировать рынок и оценивать инвестиционную привлекательность разных секторов армянской экономики. База позволяет изучить бизнес-среду, лучше узнать клиентов и следить за состоянием бизнеса конкурентов.
- Вы как профессионал, который много сил положил на развитие армянской журналистики, что можете сказать об основных проблемах армянских СМИ?
Петросов - У нас практически нет бизнеса в сфере медиа, и одна из главных причин этого - неразвитость экономики. Основной наш клиент и потребитель наших услуг – это малый и средний бизнес. Но МСБ у нас микроскопический, всего боится, даже собственной тени. Среднего бизнеса в Армении практически нет, а крупному бизнесу, по большому счету, все равно. И вторая причина – нет спроса на качественную прессу. В результате рынок качественной деловой прессы у нас не развивается, зато развивается рынок слухов, сплетен, желтой прессы.
- Но ведь эта тенденция характерна не только для Армении?
Петросов – Правильно, но в любой стране постсоветского пространства есть качественные СМИ и есть желтая пресса. У нас сегмент качественных медиа практически отсутствует.
- И как можно исправить ситуацию, на ваш взгляд?
Петросов – Есть несколько способов. Первый – если экономика Армении, наконец, заработает, будет о чем писать, будет интерес. Предположим, в Армении найдут нефть или газ. Тогда сюда потекут серьезные инвестиции, международные компании начнут открывать свои представительства. Понимаете, информация должна быть интересна и полезна, в том числе и международным организациям, и иностранным компаниям, а они могут заинтересоваться тогда, когда есть экономика, есть фондовый рынок, когда есть куда вкладывать средства. С другой стороны, развитие МСБ позволило бы нам обслуживать и этот сегмент рынка. Но когда нет ни того, ни другого - становится очень грустно. Поэтому мы и пришли к идее создать Finstore.am. Этот продукт не является информационно-оперативным в плане контента, он в большей степени продукт имиджевый. Люди должны знать, какие в стране есть возможности.
Почему мы перманентно разрабатываем и инвестируем в новые проекты? А потому что, если бы мы сидели на месте, не развивались, то тогда должны были давно закрыться и заняться каким-нибудь другим бизнесом. Но мы верим в свою страну, надеемся, что ситуация со временем поменяется, и здесь будут востребованы качественные медиа. А что мы видим сегодня? Ежедневно в Армении открывается 10-15 сайтиков. По сути, это - обыкновенный информационный мусор, который захламляет все поле. Для чего это создается? Для того, чтобы обслуживать определенные интересы. Сейчас мода у нас такая, может это пройдет, может - нет. Я прогнозирую, что пройдет, когда кардинально изменится ситуация в экономике.
- То есть вы считаете, что рынок медиа нуждается в реформах?
Петросов - Понимаете, если на армянском рынке всего три сотовых оператора, а не пятнадцать, это говорит о том, что рынок может вместить именно столько компаний, иначе их деятельность будет нерентабельной. У нас же на медиапространстве огромное количество игроков, многие из которых не работают в нормальном экономическом поле, не платят налоги. В итоге, мы оказываемся в неравных конкурентных условиях. Я еще не говорю о воровстве информации, о копипастерстве. Сегодня любой может вложить 1,5-2 тысячи долларов, создать сайтик, сидя дома, копипастить материалы агентств, потом вложить 500 долларов в покупку трафика и стать медиамагнатом. А теперь вопрос: если у нас будет множество таких сайтиков, о каком качестве можно будет говорить? Приведите пример, какой серьезный ресурс процитировал какой-нибудь из этих сайтов или купил их информацию? Рынок должен укрупняться. К примеру, нам постоянно говорят о необходимости укрупнения банковской системы, о том, что с маленькими активами банки не могут быть конкурентоспособными. То же и в нашем случае. Как же мы сможем глобально конкурировать на международном медиапространстве и развиваться с таким количеством сайтиков? Проблема в том, что у нас, по существу, осталась одна пропаганда. Армения замкнулась на себе и отгородилась от мира, ну, может быть, сделав исключение для сопредельных государств. Мы забываем, что есть еще мировое информационное сообщество. Настало время задуматься об этом. Я не хочу употреблять слово регулирование, чтобы кто-то не подумал, что мы посягаем на свободу слова. Ни на кого мы не посягаем, мы просто хотим, чтобы все играли по одинаковым правилам и играли на одном поле. И пусть победит сильнейший.
- Наверное, это нормально, что сегодня открывается так много сайтов. Со временем поле очистится, маленькие сайты самоликвидируются, лопнут, как пузыри.
Петросов – Понимаете, цена входа на рынок очень маленькая. Если не будет укрупнения рынка, если не будут сформированы элементарные этические нормы, не позволяющие, в частности, воровать информацию, ничего не изменится. Мы будем продолжать иметь заболоченный, не развивающийся рынок, и ни о каком качественном прорыве не сможем даже мечтать. Вот вам простой пример: в Армении недавно закрылась газета «Капитал». Для меня это очень плохой импульс. Это была хорошая газета, но недостаточно монетизированная, и в итоге собственник ее закрыл. Получается, что у нас нет спроса на деловую информацию.
- Вы хотите сказать, что 17 лет назад, когда агентство «АРКА» только создавалось, ситуация была другой?
Петросов - Да. Тогда все только появлялось, не было Интернета. Мы сами создавали правила игры, у нас были другие задачи. Тогда цена выхода на рынок была значительно серьезнее. Сегодня каждый человек с улицы может стать нам конкурентом. И это нормально с точки зрения информационного рынка. Сегодня мы тоже мониторим соцсети, и если находим что-то важное и интересное из того, что пропустили, то перепроверяем и даем свою информацию. Это общепринятая практика. Но потребитель должен уметь отсеивать мусор. У нас не умеют отсеивать мусор, у нас медиаграмотность населения, которая должна зарождаться с детства, находится на нижайшем уровне. Именно в семье прививается культура чтения вообще и газет в частности, так сказать, закладывается основа. Недавно читал лекцию студентам – менеджерам, которые завтра будут руководителями предприятий. Так вот, никто из них не знал ничего об армянском медиаполе. Сегодня эти студенты даже не предполагают, с какими огромными проблемами им придется столкнуться в недалеком будущем.
- Но почему возникла такая ситуация? Ведь было же время, когда наши граждане чрезвычайно высоко ценили печатное слово и простаивали в очередях, чтобы купить газету.
Петросов – Ни для кого не секрет, что сегодня наша молодежь практически не читает прессу. А об уровне образования даже говорить не хочется. Есть, конечно, хорошие ребята, но в глобальном плане у нас полное заболачивание сферы образования. Люди не хотят учиться, им это не интересно. Вуз не является для них показателем осознанного выбора своей профессии. По крайней мере, я говорю о журналистах. Многие пришли на эти факультеты ради диплома, или это был выбор родителей, или здесь было дешевле или легче учиться.
- Но что же делать, какой выход из всей этой ситуации?
Петросов – Прежде всего, нужно повышать уровень медиаграмотности. Если мы вводим в школах как предмет обучение игре в шахматы, то, может, есть резон ввести и такой предмет, который прививал бы им любовь к чтению газет, может надо преподавать Интернет-журналистику. Этот вопрос сейчас интересует очень многих в странах постсоветского пространства и не только. И недавний медиа - форум в Астане, в котором мне довелось участвовать, это подтверждает. Мир не просто изменился, с развитием технологий он стал очень уязвимым. Вспомните, что произошло, когда неизвестные взломали Твиттер-аккаунт информационного агентства Ассошиэйтед Пресс и разместили на нем не соответствовавшие действительности сообщения о взрывах в Белом доме. За несколько минут индекс Доу Джонса рухнул, и кто-то сумел хорошенько этим воспользоваться. Развитие технологий сделало медиапросторанство очень уязвимым. Сегодня никто однозначно не может дать ответ на вопрос, как будут в дальнейшем развиваться медиа. Пока все говорят о мультимедийности как об основном тренде на рынке, но и здесь надо научиться зарабатывать, так как мультимедиа несет за собой серьезные расходы, которые должны окупаться.
- Но как же быть традиционным СМИ, какова их роль во всем этом?
Петросов – Понимаете, сегодня у нас сложилась такая ситуация, когда люди еще не пресытились сетями, они хотят все выплескивать в них. Одна часть людей создает информационный повод, а другая часть это потребляет. И в этом медиа-хаосе можно задохнуться, потому что нельзя понять, кто прав, а кто - нет. Поэтому роль медиа не должна быть утрачена. Люди все равно в итоге возвращаются к брендам. Не может ресурс считаться серьезным, если он дает новость без ссылки на источник (чем практически на каждом шагу грешит наш информационный рынок). Если с утра до вечера информационное сообщество пишет о чем- то, а потом само же себя опровергает.... Куда это годится? Простой пример, новость о том, что принц Чарльз приезжает в Армению, несколько дней свободно циркулировала на рынке. Причем никто эту информацию не подтверждал и не опровергал. Как так возможно? Получается, любой человек может придумать что угодно, о ком угодно, запустить это в сеть, а позже все это опровергнуть, не неся за это никакой ответственности. Чтобы идти в ногу со временем, конкурировать с новыми медиа, традиционным СМИ надо разрабатывать новую стратегию развития, менять дизайн газет, осовременивать способы подачи информации. Если этого не делать, то можно просто окончательно потерять аудиторию и закрыться. Но у нас этого не происходит, никто не закрывается. Получается, что рынок работает не по рыночным канонам.
- На самом деле, люди все же разберутся с такими «источниками». Ведь здесь большое значение имеет бренд, и СМИ в этом смысле не исключение.
Петросов - Вы сказали самое главное слово - бренд. Надо ориентироваться на бренд, на серьезные информагентства, которых, на самом деле, у нас не так много. Надо научить людей отличать сайтики от сайтов, надо привить им вкус, помочь им стать медиаграмотными, чтобы они могли разбираться в медийном поле.
- На чем же основан ваш оптимизм, который вас поддерживает уже 17 лет?
Петросов – На вере в реформы. Мы верим, что экономика заработает, произойдет демонополизация рынка, придут международные компании, которые будут заниматься не экспортом мозгов, а реальным бизнесом. Вы знаете, что Европа очень помогала Польше. Там открылось огромное количество европейских организаций, которые помогали полякам осуществлять исследовательскую деятельность, сведя воедино умных людей с конкурентной рабочей силой. Но для этого, в стране нужно создавать соответствующие условия.
- Получается, что у нас такие условия отсутствуют?
Петросов - Не могу отвечать за всю страну. Я отвечаю за рынок, на котором работаю. Качественные, деловые СМИ являются индикатором экономики. Если у нас хорошо идут дела - реализуются проекты, есть реклама, есть бизнес, - значит в экономике все в порядке. Не забывайте, что информационные агентства, в отличие от других медиа, информацию продают, у них есть продукты. Развитие Интернета их серьезно потеснило. Даже стали поговаривать, что мы становимся не нужными, так как сегодня все можно найти в сети. Это глубочайшее заблуждение! Вы можете себе представить ситуацию, при которой принимающие решение структуры отказывались бы от подписки на продукты агентств и довольствовались бы только мониторингом новостного поля в Интернете? А как быть, если новость появится поздно вечером, когда рабочий день осуществляющих мониторинг сотрудников закончится? Значит ли это, что новость не попадет по назначению? Поэтому мы считаем, что дело тут не столько в деньгах, но и в импульсе. Ведь читателям надо показать, на кого они должны ориентироваться, кто входит в пул серьезных медиа, которые обслуживают, в том числе, интересы государства. Общественность должна понимать, что информационную повестку формируют в первую очередь именно качественные медиа. Не может сайтик, которого никто не цитирует, быть в пуле серьезной организации или структуры, если у него в штате полтора человека. За это право мы положили годы труда, и уже 17 лет продолжаем оставаться на рынке, не изменяя своим принципам. Мы не можем себе позволить выпустить неподтвержденную информацию, потому что мы ее продаем и в ответе за свои продукты. Возможно, нам самим надо стараться как-то бороться с растущими, как грибы после дождя сайтиками, объединяться в ассоциации информагентств, создавать правила игры, чтобы не было демпинга.
- А были попытки объединиться?
Петросов - В Армении сложно объединиться. И потом, нет никаких гарантий, что кто-то не нарушит правил, и тогда все договоренности вмиг рухнут. Просто надо понять, что мы друг другу не конкуренты. Надо дать понять участникам информпространства, что есть пул - это серьезные медиа, а есть сайты, и это разные структуры. Сегодня в нашей стране нет проблемы со свободой слова. У нас существуют несколько десятков пресс-клубов, все они свободно функционируют, используя безграничные возможности Интернета. Армения в этом смысле самая свободная страна. Даже многие крупные страны не могут похвастаться такой степенью свободы, как наша. Поэтому здесь нет с этим проблем, есть проблема с бизнесом. Свобода слова, не подкрепленная базисом, не существует: она сразу становится несвободой, и как только кто-то начнет платить - свобода кончается. А если есть экономический базис, тогда вы сами решаете: давать новость или нет. Вы же понимаете, что абсолютной свободы нигде не существует. Что, в Америке есть свобода, или в Европе? Все это условно. Есть грани у любой свободы. Поэтому нужно укрупняться, создавать медийные холдинги, чтобы быть финансово устойчивыми.
- Получается, что если заниматься, к примеру, изданием только одной газеты, то о рентабельности бизнеса можно говорить с большой натяжкой?
Петросов – Конечно, создавать газету с нуля очень тяжело, но если встраивать ее в холдинг, то почему нет, надо посчитать. И тут мы сталкиваемся с такой проблемой как медиаменеджмент. В Армении нет такого понятия - медиаменеджер, любой человек с улицы у нас может стать медиаменеджером. Можете назвать мне таких специалистов, чем они руководят? Поле такое слабое, что мы вынуждены брать на работу далеко не самых лучших, но даже и они, поработав какое-то время, в других местах становятся менеджерами, потому что не хватает специалистов. Поэтому, создав новый продукт Finstore, мы ушли от оперативного контента, мы играем в длинную. Finstore - это шаг к раскрытию информации, импульс, что Армения становится транспарентной. Это важно с точки зрения формирования в стране благоприятной среды для ведения бизнеса, и это может положительно сказаться на позиции Армении в Doing Business.
- То есть вы в поиске?
Петросов - Обязательно будем искать и смотреть, как рынок развивается, а проблемы решать по мере их поступления. Facebook-мания тоже пройдет, и люди вернутся к качественным медиа. Ведь уважающий себя человек никогда не выйдет в рваной обуви или одежде на улицу. Вот когда он поймет, что плохую информацию потреблять - это то же, что появиться на людях в неопрятном виде, тогда он перестанет потреблять некачественную информацию. А с другой стороны, почему журналисты должны писать плохо, некачественно, кто дал им право дезинформировать людей? Люди должны голосовать мозгами, потому что если они ведутся на что-то, значит, соответствуют такому рынку. И завтра мы получим информационный рынок сплетен, слухов и местечковых дрязг. Мы не будем фигурировать на мировом рынке, потому что не сможем ответить на вопрос: какова армянская информационная повестка дня, этого из Интернета не понять. А если мы хотим быть хотя бы региональным игроком, нам нужны качественные медиа, серьезные журналисты, пишущие не только на армянском, но и на других языках. Это - имидж страны, и за это нужно бороться. -0-